В ноябре 2019 года завершилась реструктуризация «Узбекистон хаво йуллари». Национальную авиакомпанию тогда разделили на две компании — Uzbekistan Airways и Uzbekistan Airports.

Несмотря на это, проблемы с конкуренцией остались, следует из сообщения пресс-службы Антимонопольного комитета.

Так, например, в сентябре этого года Qanot Sharq обратилась в комитет с жалобой на то, что аэропорты затягивают подписание контракта с компанией на обслуживание.

Представители Uzbekistan Airports объяснили эту ситуацию тем, что тарифы для авиакомпаний-резидентов сегодня не утверждены, но это не так — тарифы были утверждены Министерством финансов в 2012 году, а для авиакомпании-резидента «Узбекистон хаво йуллари» в 2015 году.

Комитет предупредил компанию, что незаключение договора, а также применение различных ставок тарифов нарушают требования Закона «О естественных монополиях» и Закона «О конкуренции». Представитель Uzbekistan Airports заверил, что этот вопрос будет рассмотрен в ближайшие дни и итоги будут предоставлены в комитет.

Другой пример, это планы по созданию пяти авиакомпаний, но пока есть лишь Humo Air, и то она пока еще никуда не летает. Более того — она не конкурент Uzbekistan Airways.

В АМК рассказали еще о нескольких случаях. В одном из них в комитет обратился представитель российской авиакомпании в Узбекистане «ИрАэро», выполняющей рейс по маршруту Ташкент-Красноярск-Ташкент с вопросом о выделении авиакомпаниям слотов на зимний сезон. Вопрос решен положительно.

Аналогичным образом комитет рассмотрел разногласия между турецкой компанией Atlas Global Airlines по маршруту Ташкент-Анталия-Ташкент и египетской компанией Nile Air по маршруту Ташкент-Египет-Ташкент. Чартерный рейс между двумя странами открыт.

Кроме того, ООО «Авиакомпания и Трэвел Менеджмент» (представительство FlyDubai в Узбекистане) и авиакомпания-резидент SilkJet изучили существующие проблемы и предложения в данной сфере и внесли предложения в Министерство транспорта.

С начала года в Агентство по защите прав потребителей поступило более 100 обращений, касающихся невозврата денег за отмененные рейсы. Более 20 из них удалось решить положительно.

С учетом всего вышеизложенного акционерным компаниям были даны рекомендации по устранению имеющихся недостатков в работе, ограничивающих конкуренцию и права потребителей.

Ранее Spot публиковал колонку сооснователя и руководителя SilkJet Алишера Анназарова, который объяснял, почему монополия никуда не исчезла.