Спрос на PR в пандемию сильно вырос

С начала пандемии спрос сильно вырос, потому что компании остались без своих привычных инструментов — к примеру, очень сильно просела наружная реклама, которая занимает большую часть медиарынка.

Бренды приходили к нам и говорили «Ребят, нам надо удержаться на плаву, нам надо сделать что-то». Учитывая, что пропала не только «наружка», но и оффлайн-ивенты, PR и коммуникации стали чуть ли не единственным каналом, через который бизнесы могли общаться с клиентами и партнерами.

Конечно, адаптация под разные каналы коммуникации осталась, но сформировался общий тренд — есть одна большая история и она идет на всех площадках, монолитом.

В это время к нам пришло множество новых клиентов, многократно вырос спрос со стороны застройщиков, в том числе, иностранных.

В пандемию, в целом, многие компании впервые обратились к PR, потому что до этого использовали другие инструменты, дескать, зачем эти коммуникации, когда можно было «бахнуть открытие» или построить гигантскую фотозону, куда собрать народ. Теперь все это исчезло.


Новые времена — новые инструменты

В марте все были в выжидательной позиции, в апреле тоже, а в мае уже поняли, что это надолго и надо менять подход. Так появились онлайн-ивенты, который мы использовали, к примеру, с Humans, в целом поменялся угол подачи информации.

Это было время, когда все сидели в канале «Коронавирус Инфо» и следили за сводками, почти никого не интересовали новости о бизнесе, если только они не были связаны с пандемией.

Так все коммуникации стали кризисными и были завязаны на теме коронавируса — только так можно было получить хоть какое-то внимание.

В это время очень пригодился бренд руководителя — безликие безличностные бренды почти пропали. Персональный бренд был стержнем. Те, кто был на виду и общался с аудиторией лично, остались в плюсе.

Это, к примеру, Зафар Хашимов, Ахмад Мелибаев, Арсен Длянчев и другие — их компании завоевали лояльность. Еще один хороший пример — общепит. Им долго не оказывали никакой поддержки, но совместными усилиями того же Лазиза Гулямова, Алины Циммерман и других удалось достучаться до властей и поднять волну.

В 2020 году многие занимались благотворительностью, а она часто направлена на повышение лояльности. Если бренд делает что-то очень крутое, то почему бы не совместить приятное с полезным?

Другой вопрос как это делается. Если делать это намеренно, чтобы попиариться, то ждать или требовать особого выхлопа от этого не стоит. Если делать это на систематической основе, то результат может быть.

Коммуникация не те «косты», которые стоит резать

Пандемия это нестандартная ситуация, глобальный кризис, в котором всем компаниям надо было коммуницировать. Год был уникальный, никто не знал, что делать, но сократить коммуникации было бы самоубийством.

Конечно, всех сначала «поштормило», но потом пришло осознание, что это не ты косты, которые стоит резать, а наоборот, потому что все ринулись в инфополе, которое сильно уплотнилось и если бы бренд никак о себе не заявил, то он бы просто потонул и исчез.

Те бизнесы, которые не уделили должного внимания кризисным коммуникациям, не смогли привлечь на свою сторону аудиторию и не смогли до них достучаться, очень тяжело пережили кризис, если вообще выжили.

Поменялся взгляд на PR-специалистов

Обычно высокий спрос приводит к росту штата, но мы, к сожалению, никого не взяли, хотя очень хотим. Так получилось, что был аврал, обучать кого-то не было времени, а готовых специалистов как не было, так и нет.

В кризис стало понятно, как сильно нужны пиарщики. Вырос интерес, в том числе, со стороны людей, которые поняли, что это востребованная профессия, где хорошим спецам хорошо платят.

Высокий спрос на коммуникации в 2020 году заметили не только мы — только за полгода открылись три школы, где учат PR. Если раньше годами только Maslov PR и были в Узбекистане коммуникационным агентством, то сейчас в эту сторону начали поглядывать и другие.

Это очень хорошо. Несколько лет назад мы обсуждали, что в компаниях появятся штатные PR-специалисты, так оно и случилось (подробнее читайте в материале Spot от 2018 года). Рынок настолько оживился, что мы, как одни из первых участников пиар рынка, учреждаем премию в области коммуникаций. Думаю теперь такая премия будет актуальна.

В этом году у разных компаний было немало фейлов, так что они тоже поняли, что пиарщики им нужны. К нам, кстати, в этот период обращались компании, которые просили разрулить ситуацию, когда на бренд обрушивается негатив, но там PR бы не спас, потому что проблема была другой, системной. PR может сгладить такую ситуацию (подробнее читайте в Facebook).

Для нас любое сотрудничество — вопрос репутации, которую мы строили годами, поэтому мы оставляем за собой право не браться за сомнительные проекты. Даже когда предложение о сотрудничестве выглядит очень заманчиво с финансовой стороны, но при этом требует от нас действовать вопреки нашим корпоративным стандартам, или же потенциальный клиент уже при первых переговорах не прислушивается к нашим рекомендациям.

Что будет в тренде в 2021 году

С одной стороны все привыкли к онлайну, с другой стороны — соскучились по «движухе». В 2021 или сильно вырастет количество офлайн-эвентов, офлайн-коммуникации, все захотят наверстать или мы останемся целиком в онлайне (стримы, лайвы и так далее). Онлайн проще организовать, но сложнее удержать внимание. Палка о двух концах.

О чем точно можно говорить, так это про то, что удержать внимание становится все сложнее — бизнесу в 2021 году следует общаться выжимкой. Посудите сами, сначала был тренд просто на видео, потом на видео с субтитрами, затем на 15-секундные видео, а сейчас и того меньше.


Также, в следующем году бизнесу стоит задуматься о создании корпоративных СМИ. Сейчас заграницей многие компании раскачивают свои страницы, сами снимают ролики, пишут статьи и делают свое медиа. Несмотря на то, что продвигать специализированный контент очень сложно, оно того стоит. В России это сейчас набирает популярность.

Персонализация. 2020-й уже показал, насколько это важно, но в 2021 году стоит еще чаще общаться напрямую, персонализировать каждый месседж.

Если говорить о площадках, то Telegram остается №1 — нет ничего лучше коммуникации в один клик. Сильно меняется Instagram, который становится все менее гламурным, и больше бизнесовым. Тот же Facebook, к примеру, становится все больше олдскульным. Стоит обратить внимание на Tik-Tok, который сейчас интенсивно растет, потому что потом уже может оказаться поздно.