Розничная торговля в Узбекистане скоро войдет в период взрывного роста, говорится в статье Financial Times.

На это указывают два фактора:

  • население страны 35 млн человек и продолжает расти.
  • интерес покупателей постепенно смещается с базаров в сторону современной розницы — сетевых магазинов и супермаркетов.

В центре международного внимания

Сегментом супермаркетов Узбекистана уже интересуются зарубежные инвесторы, отмечается в статье. Так, в феврале 2020 году ЕБРР за $40 млн купил долю в компании, управляющей сетью супермаркетов korzinka.uz.

В прошлом же году в Ташкенте открылся первый супермаркет Carrefour. Французская сеть начала работу в Узбекистане раньше других международных продовольственных ритейлеров. Позднее Carrefour открыла еще две торговые точки, а в сентябре — гипермаркет. Компания намерена вкладывать в Узбекистан по $10 млн в год.

Ален Беджани, глава управляющей брендом Carrefour в Узбекистане компании Majid Al Futtaim, объяснил выбор Узбекистана в качестве стартовой площадки для входа на рынки Центральной Азии устойчивым ростом ВВП до пандемии и последовательными реформами.

«Стать первой международной розничной продуктовой сетью, пришедшей в Узбекистан, — значит засвидетельствовать поддержку курса, выбранного страной, и готовность участвовать в нем», — добавил Беджани.

Также в статье выделяется появление в Узбекистане магазинов российского дискаунтера Fix Price и сети магазинов Baraka Market.

Приглашение для инвесторов

Ещё до начала либерализации экономики президентом Шавкатом Мирзиёевым отмечался рост розничной торговли. Государство пытается распространить опыт отрасли на другие сектора экономики.

«Одна из самых бурно растущих сфер сегодня — розница, продажа продуктов питания. Причина в том, что это один из немногих секторов без государственного присутствия», — заявил министр финансов Узбекистана Тимур Ишметов в разговоре с FT. — «Государство не владеет магазинами и ресторанами, поэтому они быстро растут».

Глава korzinka.uz Зафар Хашимов в своём комментарии отметил рост и консолидацию в сфере розницы с началом реформ.

«Я не знаю более либеральной отрасли в Узбекистане», — добавил бизнесмен.

По его оценке, размер рынка розницы в стране находится в промежутке $6−8 млрд, из которых на «организованную розницу» приходится 7−10%. Предприниматель ожидает увеличения доли супермаркетов в 3 раза за следующие пять лет.

По данным Carrefour и других иностранных наблюдателей, на супермаркеты приходится лишь 4% розничных продаж, однако потенциальный рост еще внушительнее.

Планы на экспансию

Точных данных по рынку пока нет — основная часть торговли идёт через базары, где учет практически не ведется. Однако все игроки розничного рынка готовятся к стремительному расширению.

Так, korzinka.uz к 2025 году планирует расширить сеть до 140 локаций, а Carrefour рассчитывает удвоить продажи в Узбекистане и открыть от 4 до 6 точек только в 2021 году.

Крупнейшая сеть магазинов Узбекистана Makro намеревается достичь тысячи магазинов в течение пяти лет. Глава Makro Роман Сайфулин назвал нынешний момент «началом золотого века для розницы».

Сайфулин также предположил, что Узбекистан «проскочит» этап гипермаркетов, и рассказал о сближении компании напрямую с потребителями (в 2021 году сеть собирается открыть 20 новых супермаркетов и 80 компактных экспресс-маркетов).

От базаров — к магазинам

Наблюдатели отмечают, что пандемия и ограничительные меры способствовали переориентации покупателей с базаров на супермаркеты.

Традиционные рынки давали возможность торговаться с продавцами, а также выполняли важную социальную роль, — однако с приходом коронавируса возросло доверие к сетевым магазинам за счёт соблюдения санитарных норм.

Сайфулин признает, что базары пока выигрывают в плане свежести продуктов, особенно плодовоовощной продукции. Однако к плюсам супермаркетов он относит поддержку новейших способов оплаты, включая онлайн-заказы и набирающую популярность оплату по QR-кодам.

«Мы сделали ставку на электронную коммерцию, хотя понимаем, что сейчас она не приносит больших денег», — объясняет глава Makro. — «Это связано с культурой, онлайн-платежами, доверием к ним, а также с физической возможностью ими пользоваться. Но через 2−3 года они станут правилом, и тот, кто будет первым [в их принятии], сможет лучше всего прочувствовать рынок».

«Управление супермаркетами — это не спринт, а марафон», — так Сайфулин охарактеризовал причины ориентации на долгосрочную перспективу.

Эксперт ФАО еще в 2019 году указывал на растущую привлекательность розничного бизнеса в Узбекистане, о чем писал Spot.