Шароф Эгамбердиев — путешественник, доктор биологических наук, основатель сообщества горного и экотуризма «Таинственный Узбекистан» и руководитель команды путешественников некоммерческого проекта Uzbek Tourist.

Он один из первых, кто начал развивать внутренний горный туризм Узбекистана. В 2019 году Шарофу удалось установить флаг Узбекистана на самой высокой точке Европы — горе Эльбрус. Несколько раз посещал базовый лагерь Эвереста, преодолевал гималайские перевалы и покорил более 40 вершин на территории Узбекистана и стран Центральной Азии.

В прошлом году за вклад в развитие и продвижение туризма был удостоен нагрудного знака «Туризм фидойиси».

Министерство туризма и спорта отметило «Таинственный Узбекистан» в номинации «Популяризация новых туристических маршрутов».

Ежегодно сообщество совершает свыше десятка новых экспедиций и выездов в удаленные уголки республики. Путешествуя вместе с сообществом тысячи людей открывают для себя новый Узбекистан.

Spot поговорил с основателем «Таинственного Узбекистана» и узнал, как сообщество единомышленников превратить в прибыльный бизнес, как путешественники создают собственную карту страны и об основных сложностях рынка внутреннего туризма.


Как любовь к горам привела к открытию собственного дела

До того, как создать «Таинственный Узбекистан» я работал в государственном секторе — занимался молекулярной генетикой хлопчатника.

Помню пик сезона, горят дедлайны, хотелось немного отдохнуть, но согласно договоренности брать отпуск не разрешалось. Потому уехать за границу не представлялось возможным. Вместо этого решил увидеть горы за пределами Ташкентской области.

Тогда мне казалось, что я точно знаю Узбекистан. Принял решение направиться в наиболее ближайшие горы, находящиеся в Кашкадарье, — западные Гиссары.

Попав туда я был ошеломлен — ландшафты, геологическое положение гор, каньоны, этнография, селения и их быт — все это сильно отличалось от того, что я видел и знал. Уже в пути захотелось, чтобы каждый увидел страну под другим углом.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

По приезду домой поделился идеей с Кириллом Альтманом, тогда у него во всю работало креативное агентство Brandbox Branding. Он безвозмездно помог на начальных этапах — написал текст для социальных сетей, помог подобрать первый логотип и объяснил, как работает продвижение.

В августе 2013 «Таинственный Узбекистан» появился на просторах интернета, а спустя год я зарегистрировал проект официально.

Было еще два судьбоносных случая, после которых понял, что иду в верном направлении — знакомство с группой российских маркетологов и поездка в Гималаи.

В 2014 году мы помогли увидеть Сурхандарью и Кашкадарью команде маркетологов, путешествующих по всему миру. Чуть позже на одном из своих семинаров ребята рассказали о нас. Так сарафанное радио помогло узнаваемости за рубежом.

В 2017 году я впервые съездил в Гималаи. Тут же убедился, что должен продолжать свое дело. В этом же году принял решение уйти с госструктуры и посвятить всего себя своему детищу.

Фото: личный архив Шарофа Эгамбердиева

Следующие вершины с командой покоряли в Таджикистане и Киргизии. А в 2021 году команда с ребятами из Uzbek Tourist взобралась на горы Памира.

Отнесся к идее как к бизнесу

Я не стал превращать это в хобби, а решил сразу начать зарабатывать. Для этого было два ключевых фактора — рынок был почти пустым, а продвижение давалось легче и дешевле, нежели сегодня.

Первоначальные вложения пошли на первые разведывательные экспедиции. С помощью них я открыл не только новые красоты, но и иного себя. Первые две поездки стали основным фундаментом. Ушло на них тогда примерно $600−700 и примерно $200 на продвижение.

По сути я начинал на голом энтузиазме. Чем больше мы погружались вглубь гор и селений, тем больше рос интерес.

Поначалу я был один, чуть позже подключились два моих товарища, которые до этого работали в той же государственной сфере, что и я. Моя активность в социальных сетях во многом помогла собрать команду.

Потихоньку стали подтягиваться свободные путешественники, например, ребята с extremal.uz. Таким образом формировалась нынешняя команда.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сейчас мы не особо вкладываемся в продвижение. Вся система по прошествии времени органически выстроена за нас. Пара автобусов для очередного тура спокойно заполняется без таргетированной рекламы.

Но если мы хотим продать что-то дороже однодневного похода, то затраты на рекламу обходятся в $150−300. По факту здесь все зависит от целей, но, к примеру, от Facebook мы уже планируем отказаться.

Стоимость однодневных походов — 250 тыс. сумов, а на более активные туры с большим количеством дней от 1,4 млн сумов и до 3 млн. Маржинальность зависит от сложности тура и может составлять 25−30%.

О тех, с кем в огонь, воду и медные трубы

Из трех товарищей на старте мы выросли до 22 человек. Здесь, конечно, не обошлось без ошибок и трудностей.

К выбору новых коллег подхожу аккуратно. Вся информация об уникальных локациях, которые мы сами нашли — конфиденциальна. Считаем ее нашей интеллектуальной собственностью. Потому здесь всегда есть риск, что данные могут уйти в чужие руки.

А еще для нас важна обстановка в коллективе. После работы в госсекторе я понял одно — четкого разделения на начальника и подчиненного быть не должно.

Важно, чтобы дружеская атмосфера переплеталась с профессиональной субординацией.

Всех, кто к нам приходит мы подготавливаем физически, психологически, обучаем медицине и работе с клиентами.


Фото: личный архив

Очень важно умение коммуницировать с любыми людьми, ведь иногда встречаются достаточно сложные клиенты — токсичные, агрессивные.

Когда сезон закрыт, гиды занимаются саморазвитием — подтягивают языки, знания по географии и истории и просто восстанавливаются.

Кроме основного штата на юге страны у нас много своих работников. Эти ребята отлично помогают и сильно упрощают работу на маршрутах — логисты, повара, носильщики и другие. Они подключаются в нужный для нас момент и делают невидимую работу.

Дух единомышленников

Для тех, кто сделал походы неотъемлемой частью своей жизни, у нас есть некоммерческое движение — Uzbek Tourist. В нем в основном те, кто владеет собственным бизнесом и свободен по графику.


Фото: личный архив

Во-первых, потому что поход может выпасть внезапно и на любой рабочий день, а во-вторых, путешествие — удовольствие не из дешевых.

Здесь как минимум немалая сумма уйдет на зимнюю экипировку — порядка $1000, а то и больше.

С этой командой мы зачастую прокладываем первые дороги для новых туров и взбираемся на пятитысячники.

Но все это для тех, кто подготовлен физически и морально — кто в этом деле давно. Для остальных для начала с января по сентябрь действует система наставничества.

Сложности — это вызовы

На старте как таковых трудностей не припомню. Для нас все было в новинку.

Конкурентов не было, а к ускоренному развитию нас вела сверхмотивация.

В основном работа состояла из поиска новых локаций. Я не боялся трудностей и уверенно шел за своей целью.

Сегодня все также — проблем для нас нет. Все зависит от восприятия, ведь для кого-то сложности — вызов.

Из того, что тяготит нашу работу — это лишь нечестная конкуренция, с которой мы активно боремся.

Рабочие процессы структурированы — составлены планы на каждый квартал, год и даже пять лет. Активно ведем статистику, наблюдаем за всеми показателями — сколько было запросов на каждый тур, сколько клиентов.

Помню, как еще до наступления пандемии, когда границы были открыты, нас могли посетить почти 600 человек за месяц, включая как иностранных туристов, так и местных.

При этом у нас есть не только четкий план, куда и когда водить группы, но и своя карта Узбекистана.

Здесь мы отмечаем открытые нами локации и выявляем белые пятна, в которые отправляемся, когда сезон туров заканчивается. Так, например, по сей день огромная часть Кашкадарьи и Сурхандарьи остается неизведанной.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Трудоемкость в открытии новых мест заключается в труднодоступности, в больших временных и физических затратах.

Когда мы создаем большой тур как, например, на юге Узбекистана, то вместе с группой на 5−6 дней выезжаем на место новой локации.

Вся команда рассредотачивается и проходит различные маршруты, записывая необходимые данные.

По приезду информация собирается воедино. На основании этого выбирается оптимальный маршрут, с минимизированными опасными участками и наиболее красивыми маршрутами.

После думаем насколько тур будет безопасным, интересным, и как сложно будет его продать.

Помимо походов мы сотрудничаем с компаниями, которые снимают клипы и фильмы. Часто гиды выступают в роли location — менеджеров и логистов.

Помощь в организации съемок — дело не из легких. Условия некоторых райтеров достаточно сложные и заставляют потрудиться.

Мы помогаем, начиная от документальной части и заканчивая технической. Из неординарных задач может быть организация определенного света где-нибудь в пустыне Хорезма или установка дизельных генераторов.

О рынке внутреннего туризма и конкуренции

Карантин полностью убил внешний туризм. Почти все планируемые международные поездки сошли на ноль. Ведь помимо туров внутри страны мы организовываем поездки и за ее пределами.

В 2021 году удалось побывать лишь в ближайших странах Центральной Азии. О чем-то далеком пришлось забыть.

Так, например, весной прошлого года группы в Гималаи застряли на месяцы, поэтому мы рисковать не стали. В нынешнем году надеемся, что внешний рынок вернет свои былые позиции и мы с лихвой удовлетворим весь накопившийся спрос.

В общей сложности у нас примерно 60 туров по всей стране. Только на юге страны — в Кашкадарье и Сурхандарье их около 30.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Если говорить о конкуренции, то на рынке активного туризма много компаний, которые можно разделить на четыре категории:

  1. Фирмы, которые специализируются на активном туризме. Фактически они не проводят туров по городам.
  2. Компании, которые занимаются экскурсионным туризмом. Они делятся на два типа — те, что организовывают туры, и те, что перепродают услуги. Ко вторым относятся юридические лица, которые до карантина работали с иностранцами, но сегодня вынуждены перепродавать услуги других фирм или экскурсоводов.
  3. Самозанятые — гиды-одиночки. Большинство из них имеют сертификаты Узбектуризма. Эти ребята находятся в самом начале своего пути. Клиентов набирают за счет страниц и каналов в социальных сетях.
  4. Мошенники. Представляются гидами, когда у самих для этой работы как нет ни навыков, знаний и опыта, так и ни документов. Можно только догадываться, куда они ведут людей и, что им рассказывают.

Лично мы в силах ежедневно брать на себя большие объемы работы и проводить много туров по республике одновременно.

К большому сожалению, конкуренция не та, что могла бы развить рынок туризма. Сейчас все строится на том, что каждый друг у друга ворует идеи, тексты, а цена накладывается безосновательно. Но у всех своя ниша с определенным ядром клиентов.

На внутреннем рынке после карантина появился баланс. Весь тот отложенный спрос удалось с лихвой удовлетворить в конце лета и за всю осень. Продажи туров, которые обычно осенью шли на спад выросли на 200%.

О том, как становятся гидами

Для этого согласно законодательству достаточно закончить курсы при Министерстве туризма и спорта. Там по окончанию выдадут сертификат гида-экскурсовода. Можно еще оформить ИП и платить фиксированный налог.

Всем, кто только собирается уйти в эту сферу советую начать с себя — получить хорошее образование, подготовиться физически и по возможности устроиться в туристическую фирму. Там можно будет научиться этике работы с клиентами.

Не стоит забывать, что этот бизнес не прощает ошибок. Если с человеком что-либо произойдет, то это навсегда оставит след на репутации компании.

Гиду надо иметь элементарные знания в ботанике, медицине, психологии, истории родного края. Важно уметь ориентироваться, разбираться в географии и быть готовым к различным метеоусловиям.

Планы. В 2022 году мы планируем все-таки выйти на зарубежный рынок. Будем надеяться, что ни один новый штамм этому не помешает. Продолжим покорять горные вершины, открывать еще больше уникальных локаций и совершенствоваться.


Spot благодарит B&B Coffee House за предоставленную локацию для съемок.