В конце лета прошлого года в центре Ташкента открылся бар «Скандалист». Это первый зарубежный филиал алматинского заведения, открытого ресторатором Данияром Нугумановым.

Он начинал с организации студенческих тусовок, а сейчас задействован в нескольких крупных проектах в Казахстане, среди которых бар Tommy D, Dublin Pub, два заведения в Костанае — «Публика» и The Doors.

Предприниматель также является соучредителем одного из филиалов пиццерии Roni, расположенной на улице Тараса Шевченко.

Ресторатор рассказал Spot, почему вышел на рынок Узбекистана не с первого раза, как справляется с дефицитом некоторых продуктов и почему не сотрудничает с локальными рекламными агентствами.


Со второй попытки

Три года назад я впервые прилетел в Узбекистан съезд партнёров-рестораторов, которые уже имели или собирались открыть бизнес в Ташкенте.

На тот момент у нас уже были планы открываться в Дубае, но сначала мы решили посмотреть возможности Узбекистана. Через два дня я сказал, что возвращаюсь в Казахстан. Потому что на тот момент Ташкент еще не был готов к проектам вроде «Скандалиста». Это было связано со многими факторами, например с тем, что для Узбекистана формат «Скандалиста» мог оказаться слишком претенциозным.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Спустя год один из партнёров предложил еще раз съездить в Ташкент. Мы прилетели, посмотрели здесь помещения, сделали сравнительный анализ рынка: мониторили топовые заведения столицы, собирали рецензии от людей, которые здесь живут, спрашивали, где лучшие коктейли и обращали внимание на ценовую составляющую.

Увидели, что у населения растет спрос на заведения разных форматов и что в целом на развлечения и отдых узбекистанцы стали тратить больше денег.

Поэтому начали искать помещение: общались с риэлторами, управляющими торговыми комплексами. Идеальную локацию подсказали мои друзья, сооснователи пиццерии Roni Дмитрий Ахунов и Дмитрий Пономаренко — это было помещение в здании, где расположен ресторан Бахор. В начале 2021 года я подтвердил окончательное расположение и заключил договор аренды.

Так мы приступили к открытию в Ташкенте бара «Скандалистъ» — младшего брата алматинского заведения. Создавая визуальный концепт бара, мы не изобретали велосипед. Вдохновение пришло с берегов Невы: «Скандалистъ» был придуман в Санкт-Петербурге, по мотивам зданий, где «хулиганил и скандалил» сам Сергей Есенин — гостиницы «Англетер», а также старинных особняков, построенных еще в XVIII веке. Твердый знак в названии мы оставили для сохранения исторического флера в айдентике заведения.

Концепт бара позволяет приходить в любое время, даже в обед, например. По кухне мы не ресторанный формат и точно не барная кухня, скорее, что-то среднее. Мы сделали меню простым и понятным, а в баре ставим позиции, которые точно понравятся большинству.

На открытие «Скандалиста» в Ташкенте совместно с партнером вложили свыше $300 тыс.

После пяти месяцев работы понимаем, к каким цифрам месячного оборота мы двигаемся. По нашим подсчетам мы должны вернуть инвестиции до двух с половиной лет. Но, учитывая положительную динамику, сможем окупиться в течение двух лет. Алматинский «Скандалистъ» окупился за 2 года 4 месяца, и это с учетом того, что мы пережили пандемию.

Средний чек без алкоголя: 250−350 тыс. сумов, с алкоголем 350−450 тыс. сумов. У нас предусмотрено очень много акционных предложений до 100 тыс. сумов, например, мидии мы продаем по себестоимости, только ради того, чтобы люди приходили и пробовали этот, возможно для кого-то новый, продукт.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Таможня — отдельное государство

Работая в Ташкенте, сталкивались с разными сложностями. Например, как и в Казахстане, здесь рядовой персонал относится к работе слишком халатно. Постепенно удалось это все проработать. Но сначала в Ташкент приехала вся команда, вплоть до официантов. Наши ребята из Алматы обучали локальный персонал. В итоге мы пришли к абсолютному взаимопониманию и сейчас 95% сотрудников — из Узбекистана и несколько человек из Казахстана.

Обнаружили, что у диджитал-агентств аппетиты такие, как в Москве. Поэтому для ведения SMM решили нанять ребят из Костаная. Они прекрасно справляются с этой задачей за адекватные деньги. Также иногда привлекаем дизайнеров из Алматы, они делают нам афиши.

Сложность была также в реализации печатной продукции. Некоторые экземпляры меню, флаеров и лифлетов мы печатали в Казахстане и привозили сюда на самолете.

Часть мебели делалась в Казахстане, и когда в июле мы получили столешницы из Алматы, не учли тот факт, что они были покрыты лаком и некоторые экземпляры склеились между собой. Пришлось экстренно исправлять это уже в Ташкенте, но в результате получилось даже лучше, чем было.

Но самый большой нюанс и сложность — это дефицит определенных продуктов на рынке — алкогольной продукции, соусов, ингредиентов для блюд специфических кухонь. В Казахстане нам, как членам таможенного союза, гораздо легче привозить всё что нужно, от продуктов до посуды.

А здесь, внутри Узбекистана есть отдельное государство — таможня. На протяжении месяца мы работали с местными брокерами, чтобы все правильно ввезти и растаможить. Это стоило определенных нервов, а также перерасхода в бюджете на 10%. Но это всё — огромный опыт для нашей команды и хороший бэкграунд для того, чтобы новые страны не были нам страшны.

Так, весь первый закуп посуды нам пришлось везти из Алматы. Кухонное оборудование заказывалось в Италии, ехало в Москву, далее поступало в Казахстан, там находилось на определенном складе и прибывало в Ташкент на растаможку.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Так как цена на расходный продукт и в целом на импорт здесь дороже, некоторые ингредиенты для коктейлей и продукты, например, соусы для паназиатских блюд, возили сами в ручной клади, пока не нашли местных поставщиков.

Но это нормально, сложности есть на любом рынке. В Казахстане тоже есть свои проблемы. И в Алматы мы очень часто испытываем недостаток в чем-либо.

Из-за ташкентского рынка мы стали меньше нервничать на своем. Поняли, что в Казахстане такие вещи, как импорт и связанные с этим нюансы решаются намного проще.

Рынок становится все интересней

Мы никого не считаем конкурентами, потому что в своем формате делаем свой продукт. Стремимся сделать невысокий ценник на коктейли.

Мы пришли дать конечному потребителю продукт по правильной цене, с оригинальной алкогольной продукцией в составе. Это обязательно должна быть классика, а также наши авторские коктейли. Все это формирует новую культуру пития. Также мы ввели дни с хорошим дисконтом на некоторые позиции, люди пробуют что-то новое и необычное и возвращаются к нам вновь.

Мы не пришли на рынок с кем-то конкурировать и говорим о том, что здесь очень много ребят, которые делают крутые проекты. В Ташкенте есть заведения почти всех форматов. Но, хотелось бы видеть большее разнообразие хороших кофеен с завтраками. Аналогов московской «Кофемании», например. Надо также, чтобы сформировалось сама культура потребления кофе. Думаю со временем она появится.

В Алматы проще: мы сотрудничаем с Ocean Basket (международная сеть ресторанов морепродуктов — прим. Spot) и не имеем сложностей с импортом, поэтому цены на рынке на рыбу, сыр и прочие продукты для завтраков нормальные. Узбекистан все это ждет в будущем.

Если же сравнивать рынки, то Алматы перенасыщен заведениями, но от этого страдает качество. По пальцем можно пересчитать места, куда можно сходить. Ташкент в этом отношении — свежий рынок.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Я очень люблю сюда возвращаться, город стал мне вторым домом. Видно как он строится и какой большой размах приобретет в будущем. Взять к примеру, Tashkent City: представляете, какое там будет движение, когда всё откроется и запустится.

Ташкент скоро точно догонит Алматы и, возможно, перегонит её в отношении ресторанного бизнеса. Заходит много новых интересных брендов. Считаю, что время принесет сюда новых ребят. И чем сильнее игроки заходят, тем интересней становится рынок.

Мы же планируем открывать «Скандалистъ» в Нур-Султане. Также хотим возобновить наш проект в Дубае, так как уже планировали открывать его там, еще есть интерес в Тбилиси.

За пять последующих лет мы доберемся до всех крупных городов СНГ. В Алматы мы планируем открыть сеть кофеен, и в результате этого запуска, с этим проектом мы хотим также прийти в Ташкент.