Рекламное агентство Vse Budet agency работает уже около года. У его основателя Виталия Хальзунова за плечами немалый опыт работы: 11 лет в рекламе, сотни выполненных проектов и должность арт-директора в одном из крупнейших агентств Центральной Азии, два гран-при фестиваля Red Jolbors и многое-многое другое.

Работа в найме подтолкнула его к идее начать свое дело.

«По правде говоря, было страшно, ведь начинать что-то новое — это всегда риск и сомнения. Даже самый близкий человек не сильно верил в меня и мою идею, но сдаваться не собирался, так как понимал, что куда важнее попробовать, а вернуться в найм я всегда успею», — рассказывает Хальзунов.

Агентство нацелено на работу с малым и средним бизнесом — с теми компаниями, что не в силах потянуть чек крупных игроков. У Виталия и его команды нет офиса, а оборудование у каждого свое. Это, по словам основателя, помогает не завышать стоимость услуг, оставляя их доступными для некрупного бизнеса.

Поговорили с основателем Vse Budet agency о том, как открыть собственное агентство, как выбрать форму собственности при регистрации бизнеса и к каким трудностям нужно быть готовым.

С нуля до арт-директора

Моя история началась в 2010 году. Тогда с другом решили обучиться на 3D-дизайнера в Uniform Optima. Проходили курс за курсом и спустя пару месяцев что-то, да смыслили в дизайне, как нам казалось.

Осенью того же года, после окончания учебы решил устроиться в полиграфию. На собеседовании сказал, что все умею, рассчитывая, что у меня в запасе будет хотя бы неделя, чтобы подучить Corel Draw, на котором я почти не умел работать и который, как оказалось, был основным в полиграфии.

Но не тут-то было: меня попросили выйти на следующий же день, поэтому всю ночь я потратил на обучение.

Ребята в команде сразу же раскусили, но сдавать не стали и даже больше — помогли. Учился на практике, справлялся как мог и, к счастью, все обошлось.

Помню свой первый проект — оформление детского магазина Lego в районе Паркентского рынка. Было сложно, нервно, но интересно.

После 2,5 лет работы в полиграфиях ушел в OMD Media Direction (медийное агентство, входящее в международную сеть американской коммуникационной группы OMD — прим. Spot). Там-то я и узнал, что можно делать что-то интереснее баннера «продается дом». К примеру, мы работали над брендингом крупных компаний, занимались съемками.

До того как в 2019 году попасть в Lokals (TBWA\Tashkent), успел поработать еще в нескольких компаниях: в 2014 году в Pure Milky, где параллельно занимался SMM, в 2015 году в Korzinka, где бок о бок трудился с замечательной Замирой Рахмановой и в 2016 году в дистрибьюторской компании алкогольной продукции Altash Import.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Вдохновили фестивали

В агентство Lokals попал не случайно. С Фарходом Норбаевым (сооснователь агентства — прим. Spot) к тому времени был знаком около семи лет. Он тогда вместе с напарником закрывал пиццерию «Авторская пицца» в Казахстане и возвращался в Узбекистан. Обзванивал всех друзей и знакомых, предлагал им вакансии и работу в офисе: кто-то охотно соглашался, кто-то — нет. Я стал одним из тех, кто в него поверил, а он почему-то поверил в меня.

В его предложении не было, пожалуй, ничего, что меня могло бы привлечь: зарплата меньше, стабильность пока только в планах, а клиент один — Texnomart. Но как только речь зашла о фестивалях, я призадумался.

С самого начала своего пути в рекламе я охотно читал Adme.ru и их истории о ребятах, которые креативили и побеждали на фестивалях, мечтал о том же. Меня это сильно подкупило и я решил, что денежный вопрос легко решаем подработками.

В агентство пришел на позицию арт-директора. Помню один из первых проектов — логотип для UZCARD, который, на мое удивление, заказчик одобрил.

А еще помню нашу рекламную кампанию на 8 марта для Texnomart: из года в год мужчины зачастую дарят женщинам бытовую технику и это отнюдь не персональный подарок. Той же микроволновкой пользуются все в семье и должной радости такой сюрприз не всегда приносит. Наша идея состояла в том, чтобы в этот день не продавать бытовую технику и оставить в продаже лишь телефоны и планшеты.

Конечно, это вызвало бурные обсуждения: женщины были счастливы, мужчины — в недоумении. Но за один день процент продаж смартфонов резко подскочил. Кейс мы, конечно же, красиво завернули и отправили на участие в фестивале, выиграли.

За почти три года работы мы собрали множество подобных кейсов и получали немало наград. Тогда-то я и понял, что все о чем мечтал начинало сбываться. За эту возможность по сей день благодарен Фарходу.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Lokals разросся и занял свое место под солнцем на рынке креатива и коммуникаций. Стали больше сотрудничать с крупными компаниями, с банками и это в свою очередь занимало много времени: крупный бизнес — долгие согласования, долгое принятие решений.

Как-то в конце года подсчитал и понял, что за целых 365 дней у меня было всего два кейса. Стал замечать, что трачу много времени и сил, а результат меня не удовлетворяет и это, соответственно, демотивирует.

Тогда передо мной было два варианта — настаивать на каких-то изменениях, навязывая свое видение и меняя направление работы или спокойно уйти в свободное плавание. Первое отпадало напрочь. Кто я, чтобы менять что-либо в агентстве?

Тогда я пришел к Фарходу, объяснил ситуацию, рассказал, что устал и решил уйти. Вдобавок, сразу же уточнил, могу ли сделать это раньше положенных двух недель, которые все отрабатывают.

Считаю, что нет особого смысла держать сотрудника так долго, если все свои хвосты он закрыл и больше ему делать нечего.

По моим глазам все тогда было ясно: они уже не горели как прежде, я был решителен в своих действиях, все это видели и понимали. Так и закончилась моя история в найме и началась жизнь с чистого листа.

Все будет

Работая наёмным сотрудником всегда чувствовал некую неудовлетворенность. Дело было далеко не в компаниях, ведь сейчас, будучи управленцем, хорошо понимаю, насколько сложно построить действительно сильную компанию. Мне казалось, что я не реализовываю весь свой потенциал в этом статусе, да и видение у меня было иным.

Сразу решил, что буду работать с малым и средним бизнесом, ведь крупный успешно обслуживается в больших агентствах. У такого клиента есть деньги платить и заказывать музыку. Но ребятам на уровень ниже тоже хочется делать что-то креативное и не тратить на это весь свой годовой маркетинговый бюджет.

При этом я уважаю труд своей команды. И ни в коем случае не хочу выигрывать проекты в условном тендере исходя из стоимости. Поэтому продукт нашего агентства немного дороже работы фрилансеров, но в разы дешевле крупных и зарекомендовавших себя агентств.

При сотрудничестве мы не даем типовых решений, а предлагаем уникальный проект. Поэтому финальный прайс считается индивидуально, в зависимости от поставленных задач. У нас есть базовый и минимальный порог цен: стратегия начинается от $1,5 тыс., креатив от $1,2 тыс., брендинг от $1 тыс., а SMM от $500.

Моя задача состоят в том, чтобы сделать все для поставленной цели, но не делать креатив ради креатива.

Верю в дружбу между клиентом и исполнителем, и в то, что только в таком формате рождаются крутые идеи, которые не страшно воплощать в жизнь.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

С самого начала осознавал, что бизнес — это не для всех, но попробовать стоит каждому. Если получится, то отлично, вы — предприниматель, а если нет, тогда это жизненный опыт.

Думал, что около месяца выделю на отдых. Мог себе это позволить имея небольшие накопления. Но хватило четырех дней, чтобы лежание на диване наскучило, а желание быть всегда в движении заставило идти дальше. Зачем ждать, подумал я.

У меня уже была готова стартовая часть: отрисован брендинг, лого и было четкое понимание целевой аудитории. Оставалось правильно зарегистрировать бизнес. Тогда-то я и обратился к другу-юристу, который посоветовал мне стать самозанятым.

При открытии фирмы были бы дополнительные расходы, которые легли бы в конечном счете на плечи клиента: аренда помещения и желательно в центре города, а это не меньше $1,5−2 тыс., штатный фонд оплаты труда, покупка оборудования и его амортизация и многое другое. Сейчас клиент платит лишь за интеллектуальный труд, а не за «кофе и печеньки» сотрудникам.

Агентство в классическом его виде обходилось дорого и возвращало к той истории, от которой рьяно бежал. Решил все упростить: работа на удаленке, часть ребят на постоянной основе, часть — по-проектно, «железо» у всех свое, а встречи с клиентами в кофейнях за чашечкой кофе.

К слову, заметил, как многие из партнеров рады, когда беседы и обсуждения проходят в неформальной обстановке, где можно перекусить и отдохнуть от офисной суматохи, снять напряжение.

Отсутствие привязки к кабинету разрешило одну из главных кадровых проблем: зачастую многие копирайтеры и дизайнеры не соглашаются на работу в офисе, им это не выгодно. Куда лучше работать из дома, не быть привязанным к локации и штатным обязательствам.

Но многие из знакомых идею забраковали, сказали, что такой формат обязательно приведет к неудаче, что люди обленятся и без контроля перестанут сдавать работу в срок.

Я же не хотел напрягать ребят, мне нет дела, когда и где человек выполняет поставленную перед ним задачу, главное — качество. Я поверил в них и думаю, и не прогадал, ведь пока проблем не возникло.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Сумма инвестиций на старте и первый доход

Как я уже и говорил, вкладываться в помещение не стал. Купил на накопленные деньги «железо», посчитав, что смогу им поделиться с хорошими специалистами, но эта покупка была больше для себя нежели для дела. Я ведь и так планировал покупку нового оборудования, здесь все просто совпало.

Единственная намеренно вложенная сумма — $50 в таргетированную рекламу в соцсетях. Инвестиции, соответственно, окупились сразу же.

Первые три месяца выходили в ноль, чистой прибыли не видел. После затея начала приносить свои плоды. А сегодня я однозначно зарабатываю больше, чем когда был в найме.

Рассчитать ежемесячную прибыль довольно сложно: в марте может прийти крупный клиент с большим бюджетом, а в июле он уйдёт, и ты скатишься до минимума. Мне пока рано оценивать годовую прибыль, но цифра для первого года работы должна быть хорошей.

В самом начале открытия агентства мой друг Бекзод Абдувалиев предложил комнату в своем офисе, сказал, что первый год могу и вовсе не платить за аренду. Пару раз я снял там подкасты и еще разок провел встречу.

Команда. Ребят в основном нанимаю под проекты, но уже есть основной костяк. Лично я закрываю вопросы по стратегии, брендингу и переговорам с клиентами, а моя напарница Анна работает в направлении копирайта и SMM.

Сегодня во Vse Budet agency на постоянной основе работает девять человек, включая нас с ней: два стратега, два дизайнера, копирайтер, переводчик и комьюнити менеджер.

В команде также есть специалист из Казахстана, онлайн формат работы позволяет привлекать лучших в своем деле вне зависимости от их месторасположения.

Продвижение и свой блог

Первое что мне удалось понять в маркетинге, да и в рекламе — продает экспертность. У тебя все будет хорошо, если тебе удастся заявить о себе на рынке в роли специалиста, который разбирается в своей теме, и показать, что ты можешь принести клиенту результат.

Всё время, что я работал, ввел параллельно канал в Telegram «Ща все будет». Все началось с небольших заметок, а после переросло в канал о рекламе, маркетинге и дизайне, начал делиться своей экспертностью.

Количество подписчиков росло день за днем, появились первые комментарии, отклики, отзывы. Благодаря блогу получил первых клиентов: хватило лишь опубликовать новость, что у меня теперь свое агентство. Так работает нетворкинг, личный бренд и сарафанное радио.

Вдобавок, у бизнеса, связанного с брендингом и созданием стратегии достаточно радужное будущее, хотя пару лет назад компании не обращали на нас внимание. Сегодня же компании вкладывают большие бюджеты в продвижение.

Сейчас канал закрывает почти все мои потребности. Делаешь пост о поиске сотрудников и на тебя сыплются резюме. На позицию дизайнера, к примеру, отправили 10 резюме, а на комьюнити-менеджера — 20.

Помимо блога стал ходить на мероприятия, нетворкнинг-встречи. Не совсем это люблю, но вижу изредка в этом необходимость и пользу.

Сложности и совершенные ошибки

Из общего — не самые простые условия ведения бизнеса: ваш успех зависит от успеха клиентов, ситуации на рынке и в стране. Плюс неопытному предпринимателю, в том числе и руководителю агентства, непросто справиться с юридическими вопросами.

В первую очередь посоветовал бы не начинать бизнес с близкими людьми: членами семьи или друзьями, так как любая ссора личного характера обязательно отразится на рабочих процессах.

К тому же, знакомые могут просто не увидеть вас в новой роли или не воспринимать как серьёзного бизнес-партнера, не cмогут почувствовать в полной мере ответственность за это партнёрство.

Если же бизнес открывается в связке с одним или несколькими людьми, то важно прочертить зону ответственности и распределить все задачи, а также решить, кто и сколько денег получит в итоге.

В 2017—2018 годах я на пару со знакомым открыл полиграфию. Мы с ним не обговорили условий и потому все было туманным. Три месяца в своей жизни я потратил зря. Помимо времени потерял около $2−2,5 тыс. и для меня эта сумма была весомой. Тогда, по правде говоря, и не понимал, почему все не задалось, но сейчас знаю точно.

После этой неудачи обратно ушел в найм. И если в этот раз все повторится вновь и ничего путного не выйдет, то сделаю также — уйду в найм, накоплю сбережения и попробую заново.

Начинающим бизнес я бы посоветовал не откладывать бухгалтерскую работу, даже если она кажется скучной или не такой важной, как другие процессы, не пускать на самотек работу с клиентами и научиться ввести переговоры, правильно делегировать, не душить сотрудников задачами, но продолжать контролировать результаты их работы.

На переговорах нужно уметь отстаивать свою позицию. У меня пару раз случались моменты, где ощущал, как проседаю: все слова и предложения были использованы против меня, а позиция преломлялась, я был потерян и не знал, что и как сказать.

Важно определиться с тем, каким вы хотите видеть бизнес через год, два, три. И при необходимости вовремя остановиться, если что-то пошло не так, обдумать все, отказаться от ненужных услуг или клиентов и не бояться после начать все заново.


Фото: Евгений Сорочин / Spot

Лично мне первое время было страшно отказывать клиентам. Были заказчики, которые приходили с запросами на SMM. У них были те продукты, которым, на мой взгляд, SMM никак не поможет. Но мы все равно брались за такую работу. Теперь все куда проще: либо отказываемся, либо сразу говорим, что взяться-то возьмемся, но выхлопа от этого компания не получит и что куда выгоднее будет вложить эти же деньги в другой канал коммуникации, к примеру, в наружную рекламу.

Для себя сразу решили, что за рекламу азартных игр и ставок не беремся и с такими компаниями не работаем.

Рекламный рынок

Сегодня нужно как можно быстрее переводить бизнес в интернет. Многие компании в Узбекистане продают услуги через социальные сети. Загуглив название компании вы вряд ли наткнетесь на ее сайт.

Споры на тему того, что нужнее — сайт или страница в социальных сетях, с каждым годом разгораются все жарче. Некоторые утверждают, что первое — это почти пережиток прошлого, но для бизнеса одно другое заменить не может.

Привязка своего бизнес целиком и полностью к соцсетям — хождение по тонкому льду: стоит вспомнить про новые механизмы Instagram, которые в одночасье многих просто выкинули из новостной ленты или про недавний запрет Twitter и TikTok в нашей стране, про попытки заблокировать Telegram в России.

Для сайта не нужно писать посты каждый день и следить за бесконечными нововведениями, отслеживать метрики каждой публикации и многое другое, что происходит сейчас в соцсетях. Остается один раз правильно настроить и разобраться в СЕО, чтобы поисковые системы приводили людей.

Также публикации на сайте живут в разы дольше, чем в социальных сетях и приносят своего рода пассивный доход. Источником может быть контекстная реклама от Яндекс или Google, партнерские ссылки, размещение рекламных баннеров или продажа информационных продуктов.

И даже если компания максимально представлена во всех соцсетях, я уверен, что клиенты постоянно спрашивают про сайт. Потому что на нем проще искать информацию, ведь она здесь разложена по полочкам и разделам.

Вдобавок, это дополнительный гарант надежности. Создать сайт сложнее, чем группу в соцсетях. Нужно значительно больше времени, усилий и, как правило, денег. Клиенты прекрасно об этом знают. И для них это пусть не гарантия, но существенное подтверждение серьезности намерений компании.

Вопрос в том, кто первым будет готов переломить игру. И первое время наличие сайта будет невыгодным, но спустя какое-то время ситуация поменяется.

Фото: Евгений Сорочин / Spot

Планы

В портфолио уже несколько крупных и громких проектов, но мне пока гордиться нечем. Пока ты не работаешь с крупным брендом и ничего в жизни людей не меняешь, у тебя и повода для гордости нет. Поэтому постепенно выходим за рамки Узбекистана, делаем проекты с Казахстаном и Кыргызстаном. Мечтаем поработать с клиентами уровня и масштаба, к примеру, Nike. А почему бы и нет?

Я знаю, что на рынке есть агентства в 5−10 раз дороже нас, но по качеству мы им сильно не уступаем. Со временем и мы перестанем работать за тот прайс, что есть сейчас. Но для это нужно больше качественных кейсов в портфолио. Собственно, это и в планах.

Вместе со всем этим хочу поднять агентство на новый уровень и значительно повысить нашу узнаваемость.

Были мысли стать агентством полного цикла и мне дважды на начальном этапе предлагали инвестиции, но я тогда отказывался, так как было страшно не оправдать ожидания. Сейчас чувствую, что готов. И если найдется инвестор, то я открыт к переговорам, но делать то, что нравится — это главное правило агентства. Надеюсь, оно не будет меняться спустя взлеты и падения.