Теневую экономику часто называют одной из основных препятствий на пути экономическому росту. По оценкам Агентства стратегического развития, теневой сектор занимает от 48% до 62% в различных отраслях. Но точные данные по размеру экономики, находящейся в тени, отсутствуют.

Больший размер теневой экономики ведёт к негативным последствиям, ухудшающим уровень жизни в стране. Например, уменьшение НДС с 15% до 12% не сказалось на уровне цен, а в качестве одной из причин эксперты ИПМИ отмечали большую долю теневой экономики.

Проблема теневой экономики в Узбекистане давно признана на высшем уровне. Одной из мер борьбы с теневым сектором выступает цифровизация, которая должна сократить её объём. Одновременно с этим, сокращаются различные налоги, но к кардинальному улучшению ситуации это не приводит.

Несмотря на все усилия теневой сектор составляет до 50% от размера всей экономики. Разбираемся, что такое теневая экономика, как с ней бороться, а также какова ситуация с теневым секторов в Узбекистане.


Что это такое

Теневая экономика — это экономическая деятельность граждан, которая скрывается от государственного и общественного контроля — уплаты налогов и регулирования.

Теневая экономика может проявляться через серые зарплаты, которые выдаются в конвертах, чтобы не платить с них подоходный налог. Предприниматели могут умалчивать о размерах прибыли, скрывая её от налоговых служб, для уплаты более низких налогов. Также во время внешнеторговых операций прибегают к серым схемам импорта, неверно заполняя таможенные декларации, что позволяет «сэкономить» на пошлинах.

Также теневую экономику можно разделить на три вида: вторую, серую и черную. Во второй экономике задействованы работники белого сектора, которые уклоняются от налогов и занимаются коррупцией — распределением прибыли между собой. В серой экономике представлены неофициально трудоустроенные, которые заняты законной, но не регистрируемой деятельностью. К этому виду можно отнести всех самозанятых, если они не регистрируются и не платят налоги. Черная экономика — это про криминал со всей её незаконной деятельностью.

Причины

Причины, способствующие возникновению теневой экономики, разнообразны, но среди них можно выделить следующие:

  • Высокие налоги. В ситуации, когда налоги находятся на высоком уровне, а государство не обеспечивает общество достойным уровнем социальных благ, предприниматели руководствуются поступающими стимулами, то есть платят зарплаты в серую и избегают уплаты налогов. Это помогает снижать издержки бизнеса.

  • Избыток государственного регулирования. Чрезмерное госрегулирование усложняет работу бизнеса «в белую», поэтому он предпочитает уходить в тень. Постоянная необходимость получать лицензии, разрешения, а также сложный трудовой кодекс, который защищает права работников в ущерб работодателю, ведёт к росту издержек и затрачиваемого времени для учёта всей бюрократии.

  • Коррупция. Когда государственные чиновники требуют взятки у предпринимателей, работающих на законных основаниях, это может создать стимул у бизнеса уходить в теневой сектор, чтобы избегать взаимодействиями с коррумпированными чиновниками.

  • Ограниченный доступ к официальному трудоустройству. Это приводит к росту теневого сектора в странах, где существует большая доля необразованных или низкоквалифицированных людей, вынужденных сводить концы с концами.

  • Недоверие к финансовым и государственным институтам. Если общество не питает доверие к финансовым и государственным институтам, то предприниматели будут предпочитать не работать с банками или госструктурами. Это объясняется сложившимися культурными факторами, когда, например, люди больше доверяют наличным деньгам, чем банковским картам.

  • Глобализация. Рост международной торговли и скорости перемещения людей способствовало процветанию контрабанды и другой противоправной деятельности — торговля людьми и т. д.

Негативные эффекты

Существование теневой экономики негативным образом сказывается на экономике страны через уменьшение налоговых поступлений, преступность, ухудшение условий труда и многое другое.

  • Снижение налоговых поступлений. Сокращение поступающих в бюджет налогов ограничивает возможности по финансированию инфраструктурных проектов и выполнению социальных обязательств государства перед своими гражданами. В итоге это может привести к появлению бюджетного дефицита из-за низкой налоговой базы.

  • Нездоровая конкуренция. В условиях сниженных издержек — из-за уклонения от уплаты налогов и несоблюдения регулирования — предприниматели из теневого сектора получают преимущество перед легальным бизнесом, что сокращает прибыль и может закончиться банкротством для последних.

  • Ухудшение условий труда. В теневом секторе трудовое законодательство игнорируется со стороны работодателей, что означает несоблюдение закона о минимальной оплате труда и техники безопасности, отсутствие финансовых обязательств перед своими работниками. Это ведёт к эксплуатации и нарушению законных прав трудящихся.

  • Сокращение экономического роста. Государственный бюджет ограничен в финансовых возможностях по осуществлению инвестиций в инфраструктурные проекты, то есть экономический игрок в лице государства не создаёт достаточный спрос в экономике, что отрицательно влияет на совокупный выпуск.

  • Рост преступности. В теневой экономике активно задействованы криминальные элементы, чья деятельность угрожает общественной безопасности. В результате наблюдается рост коррупции, беззакония и преступности.

Пути решения

Тема теневой экономики не представляется чем-то новым, поэтому экономической науке давно известны меры, которые могут помочь в решении этой проблемы.

  • Увеличение и усиление государственного регулирования. Государству необходимо нарастить усилия по контролю и мониторингу экономической деятельности в стране, чтобы исключить ситуации с доминированием неформального сектора. Типичными для этого мерами могут выступать увеличение штрафов за участие в нерегулируемой деятельности и ужесточение наказаний за нарушения налогового кодекса.

  • Уменьшение налогов. Кроме метода кнута следует применять и пряник, создавая для предпринимателей стимулы работать законно. В идеале бизнесу должно быть выгоднее работать «в белую», платя все налоги и соблюдая законодательство. Для этого необходимо снижать налоги, стимулируя людей переходить в белой сектор экономики.

  • Улучшение условий жизни. Обеспечение равного доступа к социальным благам — образованию и медицине — поможет повысить условия жизни людей и обеспечит социальную защищённость граждан. В результате люди не будут вынуждены работать для того, чтобы просто выжить, участвуя в теневом секторе.

  • Борьба с коррупцией. Борьба с теневым сектором подразумевает снижение уровня коррупции. Борьба с коррупцией и повышение прозрачности со стороны государства способствует созданию здоровой среды для деятельности всех экономических игроков. Если чиновники не будут требовать взяток у предпринимателей, то последние охотнее перейдут в легальный сектор экономики.

  • Создание возможностей для легальной занятости. Также важно создавать адекватные возможности для официального трудоустройства в противовес нелегальной занятости. Создание белых рабочих мест и стимулирование предпринимательства снизят долю теневого сектора.

  • Изменение сложившейся культуры. Если теневой сектор существует на протяжении продолжительного времени, то у людей складывается устоявшееся отношение — недоверие — к государству и госструктурам. По этой причине государству следует изменить сложившуюся культуру общества, подчёркивая выгоды от участия в белом секторе экономики.

Ситуация в Узбекистане

Теневой сектор существует в экономиках всех стран мира, но в некоторых, таких как Узбекистан, его доля стремится к половине совокупного ВВП. По данным Государственного налогового комитета, теневая экономика составляла до 48% ВВП в 2019 году, что ставит Узбекистан на первое место в центральноазиатском регионе. Получается, что около 245 трлн сумов или более $25 млрд на тот момент было создано в теневом секторе, то есть с них не были уплачены налоги в бюджет.

Среди основных причин развития теневой экономики в Узбекистане значатся высокое налоговое бремя, бюрократические проволочки, коррупция, неэффективность судебной системы, отсутствие условий для ведения легальной деятельности.

В 2020 году в Министерстве финансов отметили, что высокий уровень теневого оборота сохраняется в сферах торговли и общественного питания, автотранспортных перевозок, строительства и ремонта жилья, оказания услуг по проживанию.

Ситуация в Узбекистане слабо отличается от других стран Центральной Азии и СНГ. Согласно статистике МВФ, наиболее высокая доля теневой экономике на пространстве СНГ фиксировалась в Украине — почти 45%. На втором месте шла Беларусь с 44,5%, а на третьем расположился Таджикистан — 43%. Доля теневого секторе в Казахстане, России и Кыргызстане находилась в районе 38%. Самые низкие показатели были отмечены в развитых странах Европы, США, Японии и Китае — во всех странах менее 15%.

Проведённое в 2019 году исследование по инициативе ПРООН в Узбекистане оценило размер теневой экономики в стране в промежутке от 40% до 50% по отношению к ВВП. К схожей оценке — 50% к ВВП — пришла международная НКО Buyuk Kelajak. По их данным, в 2019 году Узбекистан потерял $16−17 млрд из-за теневого сектора.

Отчёт Всемирного банка от 2019 года выявил, что в Узбекистане до 60% от общего количества занятых в экономике составляют неформально занятые. В абсолютных числах количество работающих в теневой экономике достигает почти 8 млн человек. Таким образом, более половины рабочей силы в Узбекистане становится уязвимой к нарушениям трудовых прав со стороны работодателей. К тому же, государственный бюджет недополучает налоговые поступления с их заработных плат.

Кроме того, расцвету теневой экономики способствует высокий уровень коррупции в Узбекистане. Согласно отчёту международной организации Transparency International от 2023 года, Узбекистан в рейтинге восприятия коррупции расположился на 126 месте из 180, набрав 31 балл. Однако стоит отметить, что с 2016 года Узбекистан поднялся на 30 строчек, последовательно улучшая свои позиции.

Тем не менее, в последние годы государство предпринимает меры для уменьшения доли теневой экономики в Узбекистане. Основная ставка была сделана на цифровизацию. Например, тогдашний глава ГНК Шерзод Кудбиев утверждал, что цифровизация сделает невозможным уклонение от налогов.

К тому же, предпринимались меры по укреплению государственного регулирования. Президент Шавкат Мирзиёев в 2020 году подписал указ, направленный на борьбу с теневым сектором. Согласно ему, была введена маркировка, изменилась система учёта и возврата суммы НДС, создана система получения точками розничной торговли сферы услуг индивидуального QR-кода и многое другое.

В 2020 году президент также подписал указ по борьбе с теневой экономикой. В него вошли следующие меры: сниженная ставка налога с оборота для риэлторов, запуск чековых игр и льготы для общепита.

Несмотря на принимаемые меры, становится очевидным их точечный характер. Государство концентрирует усилия на улучшении мониторинга экономической активности и повышении прозрачности. Однако отсутствуют меры, которые стимулировали бы предпринимателей работать на законных основаниях. Например, в качестве подобной меры могло бы послужить снижение налогового бремени на бизнес.

Точечные меры способны незначительно уменьшить размер теневого сектора, но лишь комплексные меры кардинально улучшат ситуацию с теневой экономикой. Тем более, что придумывать велосипед не надо. Для этого стоит лишь обратиться к опыту развитых стран, перенимать его и имплементировать в условиях Узбекистана.