Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проанализировал, как уменьшение ставки НДС с 15% до 12% повлияло на уровень цен потребительских товаров.

В ИПМИ провели анализ на основе изучения цен в супермаркетах, которые являются «белыми» плательщиками НДС. Эксперты методом data-scraping собрали статистические данные за четыре месяца по 97 группам и более 3,7 тыс. товаров народного потребления. Изменение цен в декабре-январе для каждого вида продукции (treatment group) сравнивалось с изменением цен в ноябре-декабре и январе-феврале (control group).

Аналитики заключили, что уменьшение ставки НДС на 3 процентных пункта не привело к снижению цен на потребительские товары. Согласно расчётам, цены должны были упасть на 2,6%, а они наоборот выросли на 0,3%, при исключении влияния всех остальных факторов.

Среди причин роста цен выделяют следующие:

  • большая доля теневой экономики на рынке товаров народного потребления;
  • недостаточный уровень конкуренции;
  • усиление влияния остальных факторов на цены (курс доллара, ставка рефинансирования, инфляция).

Например, цены на 1115 товаров в 46 группах — детское питание, мороженое, макароны, средства по уходу за телом — не изменились. На 1% выросли цены на 1306 товаров в 20 группах — шоколад, сладости, средства гигиены. 585 товаров в 12 группах, среди которых стиральные порошки, фрукты, мясные продукты, молоко, подорожали на 1−5%.

До 1,6% снизились цены лишь на 567 товаров в 7 группах (канцтовары, соусы, кофе).

В октябре ИПМИ прогнозировал, что ставка НДС на 3 процентных пункта ниже предыдущей может снизить инфляцию на 0,8 процентных пункта. Однако, как отмечают эксперты, «на практике пока предприниматели не принимают решения о передаче налогового облегчения потребителю».

Ранее Spot писал, что уровень месячной инфляции в феврале сократился до 0,54%