Арчери таг (бои на лучах) — комбинация вышибал и стрельбы из лука. Ее еще называют пейнтболом из лука. В классическом варианте игры в командах должно быть по пять участников. Задача — попасть в игроков другой команды или в мишень, расположенную на стороне соперника. Для победы надо выбить стрелами все пять секторов. Как и в пейнтболе, жизнь у каждого игрока одна.

С 2018 года эту игру в Ташкенте развивает основатель Hero Park Миразиз Аюпов. За более чем пять лет существования, компания сменила несколько локаций, провела игры для нескольких сотен участников, а также провела десятки тимбилдингов, дней рождений и других мероприятий.

С начала апреля Hero Park стал частью крупного проекта — спортивной эко-деревни Safar Park в Паркенте. Однако, помимо проведения игр за городом, Миразиз мечтает об открытии собственной площадки в Ташкенте.

В интервью Spot он рассказал, как привлек инвестиции в размере $50 тыс, как их консультируют основатели Archery Games Ottawa из Канады и почему компания конкурирует с чайханой и соцсетями.

Идею взял из интернета

Мне 31 год, я окончил факультет коммерческого права Вестминстерского университета. В студенческие годы был довольно активным — посещал Drama Club, занимался спортом. Подрабатывал, чтобы оплачивать контракт — работал оператором, аниматором, а также стажировался в отеле «Интерконтиненталь» (International Hotel Tashkent) в юридическом отделе. Планировал работать по специальности, но не вышло.

После окончания вуза несколько лет проработал в крупном ивент-агентстве Unique Present, где на себе испытал все трудности профессии организатора мероприятий. Но это стало для меня хорошей школой, которая научила стойкости и готовности к любым сложностям. Ведь организатор мероприятий — это боец заднего фронта, он будет улыбаться и кивать головой заказчику, даже если сцена пылает огнем, потому что знает как найти выход из любой форс-мажорной ситуации.

Еще со студенческих лет мечтал открыть свое дело. Идеи для бизнеса искал в интернете. Однажды наткнулся в сети на игру Арчери таг и внутри что-то щелкнуло. Начал подробнее исследовать это направление, которое оказалось довольно популярным во всем мире.

Арчери таг (бои на лучах) — это динамичная игра — комбинация вышибал и стрельбы из лука. Ее еще называют пейнтболом из лука. В классическом варианте игры в командах должно быть по пять участников. Задача — попасть в игроков другой команды или в мишень, расположенную на стороне соперника. Для победы надо выбить стрелами все пять секторов. Как и в пейнтболе, жизнь у каждого игрока одна. Раненные покидают площадку на определенное время или ждут до конца раунда.

Никто в Ташкенте такие игры не проводил, поэтому я посчитал это направление перспективным. Моя основная идея заключалась в том, чтобы создать спортивную командную игру, совместить развлечение и спорт.

Сначала хотел купить франшизу, но потом решил делать все сам. Нашел производителей в Китае, которые выпускали оборудование для Арчери тага.

В тот момент я был на распутье. Как сейчас помню: возвращался с собеседования, на котором мне предложили официальную работу, но в голове крутилась мысль о своем деле. Решил позвонить сестре и рассказать ей все, попросил одолжить денег для первого вложения. Она полностью поддержала меня. Так, с первым капиталом в $2 700 я начал собирать команду и закупать экипировку.

А дальше сама судьба сопутствовала мне в создании проекта. Я работал из дома, как-то случайно увидел рекламу о конкурсе в коворкинге Ground Zero, где главным выигрышем было три месяца бесплатной резиденции. Я одержал победу и таким образом из ниоткуда у меня вдруг появился офис, где я мог собираться с командой. Тогда нас было двое. Первых сотрудников искал через платформы онлайн-объявлений. Сейчас в штате шесть сотрудников, включая меня и бухгалтера. Каждый прошел обучение и знает о правилах безопасности проведения игры.

Первая игра на самодельном инвентаре

Первая игра Арчери таг состоялась 13 октября 2018 года. Тогда проект назывался Strelok, позже изменили его на Hero Sports, потому что хотели объединить под одним брендом разные виды спортивных игр: стрельба из лука, тир, а также включить туда школу юного стрелка.

Мы запустили бизнес на чистом энтузиазме в самый дождливый сезон, принимая заказы на открытом воздухе в Ecopark. Я заказал из Китая 12 экипировок. Но не обошлось без казусов: наш груз прибыл за три дня до первой игры, но загвоздка была в том, что мы получили лишь половину указанных вещей из-за проблем на таможне. В итоге, потеряв часть оборудования, мы впопыхах нашли мастера, который за пару дней смог соорудить нам все необходимое. Первая игра, самодельные луки, проливной дождь — лучшая комбинация для старта бизнеса (улыбается). Несмотря на все эти сложности, игра прошла отлично, гости остались довольны. Самодельные краги, кстати, до сих пор хранятся на складе как память о первом дне.

На открытие потратил 700 тыс. сумов (аренда поля, шарики, реклама). На первую игру пригласили блогеров и семью из нескольких человек. Все было на бесплатной основе. Слухи об игре разошлись, заработало сарафанное радио. После этого люди сами начали писать нам.

Позже помимо игр в парке мы начали организовывать дни рождения, тимбилдинги и другие мероприятия в школах, лагерях и на горных курортах. Также начали устраивать открытые бои, когда собираются случайные игроки в один сеанс. Для этого разработали разные сценарии, например, суперсемейка, женская лига и т. д.

Сейчас стоимость игры начинается от 80 тыс. сумов, цена для компаний до 20 человек — от 1,2 млн сумов. Игра длится около 90 минут, из которых 15−20 минут уходит на обучение.

Наша целевая аудитория — это:

  • молодые люди, которые хотят получить заряд эмоций и адреналина;

  • матери сыновей, желающие устроить интересный день рождения;

  • фирмы, которые проводят тимбилдинг для своих сотрудников;

  • семьи, которые приходят поиграть и провести выходные вместе.

Если говорить о возрастной категории, то чаще всего к нам приходят молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет, офисные работники от 23 до 34 лет, дети и подростки от 7 до 16 лет.

Кроме того, у нас имеется школа юного стрелка. Старший инструктор обучает детей от 7 лет стрельбе из лука. Спрос на обучение небольшой, около 30% детей остаются в среднем до 6 месяцев. Стоимость абонемента — 350 тыс. сумов. На данный момент школа не функционирует, но в ближайшее время планируем возобновить занятия с детьми.

Об инвестициях

Мы начали активно развивать проект. В 2019 году сняли в аренду помещение недалеко от телебашни, купили хорошую экипировку и стали принимать клиентов. В начале проводили по 3−4 игры в месяц (это примерно 50−60 человек). В самом пике обслуживали около 800 гостей, включая выездные мероприятия.

Находились в этом помещении до начала пандемии короновируса. Во время карантина мы приостановили работу, а я не терял времени зря и отучился на маркетолога. Поэтому сейчас сам занимаюсь продвижением бренда. Мы сами создаем контент, размещаем рекламу в интернете, в месяц выделяю на это порядка $500.

После пандемии мы должны были возобновить работу, но меня тогда посещали мысли закрыть бизнес и продать оборудование. Луч надежды появился, когда я увидел в интернете рекламу Pragmaticon. Это консалтинговая компания для стартапов, в которой группа людей с опытом в предпринимательстве и инвестировании оказывала проектам на ранней стадии поддержку в различных направлениях.

Я записался и через какое-то время меня пригласили на встречу. Я представил идею Hero Park. Спустя время мне позвонили и предложили поработать над созданием большого парка, в котором будут объединены различные виды активного отдыха. Я согласился и мы начали проводить опросы среди людей, чтобы понять, в каком направлении нужно идти.

Потом я попросил одного из инвесторов помочь в возобновлении деятельности Hero Park. Все наше оборудование во время локдауна осталось под дождем, также нужны были средства для обновления сайта и на другие расходы. Инвестор согласился вложить $5 тыс. Это происходило в преддверии 2021 года, после этого мы еще год проработали в помещении около телебашни.

В это время я параллельно искал место, где у Hero Park была бы своя постоянная площадка. Однажды мне не позвонили из торгового центра Sampi и предложили свое помещение. Я обсудил эту идею с инвестором, который связал меня с одним лондонским фондом. В итоге я получил инвестиции в размере $50 тыс. от нескольких инвесторов из Pragmaticon и фонда. Все эти средства мы направили на обустройство помещения в ТЦ.

Наш проект просуществовал там два года, в месяц мы принимали до 800 человек, проводили уроки стрельбы из лука трем группам детей. Но недавно мы закрыли точку в торговом центре, так как планируем расширяться. Наши партнеры и инвесторы завершают работу над большим парком — это будет спортивная эко-деревня Safar Park в Паркенте, где будет присутствовать и наш Hero Park. Помимо этого там будут такие развлечения, как зиплайн, пейнтбол и др.

В начале апреля эко-деревня начала работу в тестовом режиме, в скором времени и мы начнем проводить там игры.

Про сложности

Как и во многих отраслях, в нашем бизнесе есть сезонность. Чаще всего заказы на проведение мероприятий поступают во время праздников или каникул. Больше всего клиентов мы встречаем в теплое время года.

Одна из сложностей в проведении игр — это погода. Бывает, что игры переносятся по два, три раза из-за осадков. Но мы стараемся донести до людей, что в Арчери таг можно играть даже в дождливый сезон. Человек получает большой прилив адреналина, бегает и согревается. Дождь — не помеха.

арчери таг

Мы в обязательном порядке проводим инструктаж перед началом игры, но иногда это может затянуться, потому что сложно научить игрока держать лук в руках.

Еще одна из сложностей — человеческий фактор. На запланированную игру из 10 человек может не прийти половина, что усложняет ход действий и сценарий. Были случаи, когда человек приходил один и ждал всех, к сожалению, так и уходил без игры. Поэтому мы начали просить предоплату за игру.

Нам нужно постоянно следить за трендами (так как это креативный рынок), за техникой безопасностью. Иногда сложно найти место для проведения игры: нужна огромная площадь, куда уместятся 20 бегающих игроков с луками и стрелами.

По многим вопросам нам помогают коллеги из Канады — основатели Archery Games Ottawa. Познакомился с ними в 2021 году, просто написав им в мессенджере Facebook. Удивился, получив ответ. Ребята с удовольствием поделились своими знаниями и опытом. Благодаря им я наладил многие процессы в бизнесе, например, систему бронирования, работу с персоналом.

Первые созвоны были бесплатными, потом мы заключили договор и я оплатил $1,5 тыс. за 40 часов консультаций по Zoom. Они изучили наш внутренний рынок и помогли адаптировать различные сценарии проведения игры под локальные запросы. Им самим было интересно посмотреть, как идея проведения игр будет работать в Узбекистане.

Про конкурентов и планы

Арчери Таг — это развлечение, досуг, следовательно в список наших конкурентов входят все варианты, отвечающие на вопрос: «Чем займемся сегодня?», начиная от чайханы, заканчивая до игры на телефоне или социальных сетей. Если быть конкретнее, то в первую очередь наши конкуренты — это места развлечений: парки, аттракционы и другие ивент-агентства. Отличие наше в том, что мы предоставляем запоминающийся активный досуг для людей всех возрастов.

Все вложенные деньги мы еще не окупили, однако и в минус не уходим. Покрываем расходы: зарплаты сотрудников, аренду и т. д. Очень хотелось бы реализовать франшизу Hero Park. Много интересующихся из России и Казахстана, кто хотел бы также перенять наш опыт проведения игр, поэтому я всерьез задумываюсь об этом. Планирую посетить Канаду, чтобы лично встретиться с нашими коллегами в Оттаве и изучить внутреннюю кухню.

Главная же цель сейчас — создать постоянную площадку в одном из парков для проведения игр и возобновления работы школы стрелка. Пока мы сконцентрированы на запуске внутри Safar Park. Как только мы обоснуемся там, думаю, сможем приступить к созданию Hero Park внутри города.