В последние годы киберпреступность продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем, с которой сталкиваются граждане и государственные структуры. Быстрый рост технологий и увеличение числа пользователей интернета открывают новые возможности для преступников, что приводит к росту мошенничества, а также других видов киберугроз, таких как шантаж, буллинг и интернет-знакомства, оборачивающиеся манипуляциями. В 2024 году количество заявлений о мошенничестве в Узбекистане значительно увеличилось, что свидетельствует о расширении масштабов проблемы.

Начальник Центра кибербезопасности Оперативно-розыскного департамента МВД Бехзод Мамаджанов расcказал Spot, сколько обращений о мошенничестве поступило за этот год и почему их число продолжает расти. Он также рассказал о первых действиях, которые следует предпринять, если кто-то стал жертвой киберпреступления, а также о наказании, которое грозит пойманным преступникам и их посредникам.

Мошенники не сидят сложа руки

В 2024 году поступило более 35 тыс. заявлений о мошенничестве, тогда как в прошлом году их было около 26 тыс. Примерно 35% всех обращений связаны с кардингом. Одной из причин роста является увеличение числа пользователей банковских карт: в начале года их количество было менее 40 млн, а сейчас уже превысило 55 млн.

При этом на деле количество случаев кражи с банковских карт может быть больше, потому что многие люди предпочитают не обращаться к сотрудникам внутренних органов. Жертвы попросту не хотят тратить время на заявление и поиски, если украденная с карты сумма небольшая.

Основная волна мошенничеств началась после пандемии, когда люди стали активно пользоваться онлайн-услугами. Ранее большинство случаев обмана заключалось в телефонных звонках, где мошенники представляясь сотрудниками банка под разными предлогами просили назвать одноразовый код из SMS, узнав который они могли получить доступ к банковским данным жертвы. Сейчас доля таких схем снизилась с 95% до 12−13%.

Мошенники постоянно ищут новые способы обмана, адаптируясь и изучая пути обхода защитных мер.


Читайте по теме: Карточки: пять видов финансового мошенничества и как от него уберечься


Наибольшее число обращений в этом году было связано с вирусными программами, распространяемыми через APK-файлы в Telegram. Пользователи загружают незнакомые APK-файлы, думая, что это полезное приложение. Но после установки приложение запрашивает важные разрешения: доступ к SMS, звонкам, номерам телефонов и спискам приложений. Дальше полученная информация отправляется на сервер злоумышленников.

Также в этом году активно действовали финансовые пирамиды. Мошенники использовали дипфейки известных людей для рекламы поддельных сайтов, где нужно вложить деньги, чтобы получить высокую прибыль. Например, в начале года большой резонанс вызвала схема с использованием дипфейков Зафара Хошимова. Жертвами таких схем стали тысячи людей.

Еще одной распространенной схемой стали звонки, которые в нашем отделе мы называем «Алло, мама». Мошенники представлялись родственниками, якобы попавшими в аварию, и просили деньги чтобы урегулировать конфликт. Эти мошенничества чаще встречались в русскоязычной среде и в основном в Ташкенте. Мы предполагаем, что преступники, звонившие по этой схеме, действуют из зарубежных стран, поэтому узбекоязычных граждан обманывали реже. Однако в некоторых случаях преступники могли часами уговаривать жертву, не позволяя ей положить трубку, чтобы лишить возможности обсудить ситуацию с кем-то еще или выйти из «гипноза».

Для борьбы с этим видом мошенничества было внедрено решение совместно с Uztelekom и Минцифрой: если звонок поступает на домашний телефон, то разговор прерывается через 10 минут. Это помогло снизить число пострадавших. Кроме того, специальные команды проводили разъяснительную работу, посещая дома и предупреждая граждан о рисках, вязанных с мошенничеством такого вида.

В последние месяцы появились новые схемымошенники собирают информацию об определенной компании, затем связываются с сотрудниками, представляясь руководителями. Далее они просят перевести со счета или передать деньги наличными подставному человеку. Также они могут выдавать себя за работников правоохранительных органов, убеждая граждан под разными предлогами, предоставить личные данные и информацию о банковских картах.

За этот год участились случаи оформления мошеннических онлайн-кредитов. Однако благодаря совместным мерам, принятым министерствами и Центральным банком, эта проблема стала менее острой.

Киберпреступления — это не только про деньги

Киберпреступления включают в себя такие явления, как шантаж и буллинг, и мошенничество связанное с интернет-знакомствами. Это напрямую касается вопросов кибербезопасности, так как подобные преступления происходят через интернет. Злоумышленники, скрываясь за анонимными профилями, могут отправлять угрозы или компрометирующий контент и выдвигать свои требования. Часто жертвами таких преступлений становятся эмоционально уязвимые люди, которых легко обмануть

Например, онлайн-знакомства иногда оборачиваются серьезными проблемами. Люди начинают близко общаться, не видя друг друга, делятся личной информацией и интимным фото- и видеоконтентом. Один из участников может использовать это, чтобы начать манипулировать другим, требовать деньги или выдвигать другие условия.

Особенно часто от подобных угроз страдают молодые девушки, хотя среди жертв встречаются и мужчины.

Хотя подобных случаев меньше, чем традиционного мошенничества, их последствия зачастую тяжелее. На кону стоит не только финансовый ущерб, а личная репутация, психоэмоциональное состояние и отношения с окружающими. Представьте студентку, которая отказалась выполнять требования злоумышленника. В лучшем случае он может распространить личные данные или материалы, которые поставят ее в сложное положение. Учитывая специфику менталитета и общественные стереотипы, ее жизнь может сильно измениться из-за осуждения со стороны окружения и даже близких.

В таких ситуациях крайне важно привлечение сотрудников внутренних органов, способных определить личность злоумышленника и прекратить его действия, поскольку без их поддержки справиться с ними крайне сложно.

Меры борьбы с мошенничеством

Наш отдел часто организовывает масштабные просветительские кампании, направленные на информирование граждан всех возрастов — от детей до пенсионеров. Наша задача — сделать так, чтобы каждый человек, независимо от возраста, умел распознавать и защищаться от мошенничества.

Мы используем различные платформы: ежедневно обновляемый Телеграм-канал, где размещается информация о новых мошеннических схемах, и YouTube-канал с более чем тысячей обучающих видеороликов, которые подробно объясняют, как защитить себя.

В июне мы запустили программу пропаганды «Месяц повышения киберкультуры». Мы разработали план работ, который охватил весь Узбекистан: проводили встречи с разными категориями граждан, включая людей с ограниченными возможностями, госслужащих, учеников школ и вузов и т. д.

За этот период только на телевидении наши материалы вышли в эфир 603 раза. Мы также активно работаем с блогерами, чтобы достучаться до аудитории, которая не смотрит новости. У нас есть видеоролики, которые более привлекательны для восприятия, чем традиционные новостные репортажи.

Одним из приоритетов является совершенствование технического обеспечения. Мы регулярно обновляем технологии для выявления мошеннической активности и принимаем новые нормативно-правовые акты, которые помогают ужесточить наказания и минимизировать последствия преступлений. Параллельно наши сотрудники проходят курсы повышения квалификации, чтобы быть в курсе актуальных угроз.

Особое внимание уделяется международному сотрудничеству. Интернет-мошенничество не имеет границ, поэтому мы работаем с зарубежными партнерами для обмена опытом, совместного расследования преступлений и разработки новых мер защиты.

Также, мы разработали платформу, которая проверяет веб-сайты или социальные сети на подлинность по ссылке.

Ответственность за мошенничество

Часто киберпреступники действуют за пределами Узбекистана, что усложняет их поимку. Но при задержании их действия классифицируются как тяжкое преступление, за которое предусмотрено лишение свободы на срок от пяти до восьми лет. Помимо уголовной ответственности, преступник обязан компенсировать ущерб потерпевшему.

Если раньше уровень возврата похищенных с карты средств составлял около 6−13%, то благодаря совершенствованию механизмов блокировки и усилению контроля этот показатель сейчас превышает 40%.

Государство не компенсирует украденные деньги, однако основной акцент делается на оперативном выявлении преступлений и блокировке средств на ранних этапах. Это позволяет минимизировать потери граждан и увеличивает вероятность возврата средств. Мы активно сотрудничаем с банками и другими ведомствами, что позволяет значительно повысить эффективность защиты.

Как правило, украденные с карты деньги сначала проходят через несколько карт внутри страны, а затем выводятся за рубеж, что значительно усложняет процесс их возврата. Часто владельцы карт даже не подозревают, что их счета были использованы в мошеннических схемах. Однако, некоторые граждане намерено передают мошенникам данные своих банковских карт или SIM-карт в обмен на денежное вознаграждение. Для борьбы с этой проблемой мы предложили ввести ответственность за передачу личных данных, которые могут быть использованы преступниками.

Благодаря поддержке правительства, совершенствованию нормативной базы и постоянной работе по укреплению кибербезопасности раскрываемость подобных преступлений составляет 30%.

Что делать, если кто-то стал жертвой мошенников

Если вы стали жертвой мошенничества, то опертивность действий могут сыграть решающую роль.

Если мошенничество связано с банковскими картами:

  1. Немедленно заблокируйте все карты, привязанные к вашему номеру телефона или приложениям. В таких случаях важна каждая секунда — это поможет предотвратить вывод средств с вашего баланса.
  2. Обратитесь в правоохранительные органы или в отдел кибербезопасности МВД.

Если на устройство попал вирус через APK-файл:

  1. Сразу отключите интернет-соединение на устройстве. Если вы используете тот же аккаунт на других устройствах, отключите интернет и на них. Хоть вирус и останется на устройстве, это ограничит передачу данных.
  2. Свяжитесь с экспертами или службой кибербезопасности, чтобы удалить вредоносное ПО и восстановить устройство.

Мошенники, используя интернет-телефонию, могут подделывать номера телефонов, так что на экране вашего устройства отображается любой желаемый ими номер. Если вы получили подозрительный звонок, рекомендуется сбросить его и самостоятельно перезвонить на этот номер. В большинстве случаев вы обнаружите, что номер либо не существует, либо на другом конце ответит человек, не имеющий никакого отношения к мошенничеству.

Внимательность и критическое мышление помогут избежать ловушек. Например, при покупках в интернет-магазинах следует насторожиться, если все выглядит слишком идеально: низкие цены, обещания мгновенной доставки или отсутствие отзывов. Аналогично и с предложениями легкого заработка в интернете — если что-то кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой, скорее всего это обман.

Интересно, что в других странах пожилые люди часто становятся жертвами мошенников, но у нас ситуация немного иная. Во многом благодаря менталитету и специфике жизни старшего поколения. В большинстве случаев пенсионеры живут с детьми или близкими, которые помогают им разбираться с современными технологиями и предупреждают об опасностях.

Кроме того, наши пенсионеры достаточно активны и развиты. Многие из них проводят много времени в интернете, иногда даже больше, чем молодежь. У них есть возможность изучать разные ресурсы и узнавать информацию, в том числе о методах мошенничества.

Дополнительно мы сами вносим вклад в повышение их осведомленности. Во время визитов в дома в рамках нашей программы мы часто встречаем именно пожилых людей. Мы подробно рассказываем им о киберпреступлениях и объясняем, как можно избежать обмана. Эти знания передаются дальше — детям, внукам, друзьям, что создает цепочку защиты для целых семей.