Центральный банк проанализировал динамику внутреннего местного автомобильного рынка. Соответствующий анализ приводится в докладе, посвященном денежно-кредитной политике по итогам первого квартала.

В отчете отмечается, что в 2021 году производство автомобилей в Узбекистане на фоне разрыва цепочек поставок снизилось на 19,1% — до 219 тыс. единиц. По мере улучшения международной логистики и восстановления экономики выпуск машин начал расти: в 2022 году — 314,4 тыс. штук (рост на 43,3%), в 2023 — 395,7 тыс. (+25,9%), в 2024 — 399,2 тыс. (+0,9%).

В результате отложенного спроса импорт автомобилей в республику резко увеличился. Если в 2022 году основной объем поставок пришелся на машины с двигателем внутреннего сгорания, то с 2023 года доля электротранспорта в импорте начала увеличиваться.

«Такая ситуация объясняется, с одной стороны, облегчением импортных пошлин на электромобили и снижением их цен в связи с развитием технологий, а с другой стороны, перебоями в поставках автомобильного топлива и его высокой стоимостью, что повышает привлекательность электромобилей, увеличивает спрос на них и способствует их популяризации», — отметили в Центробанке.

Однако в последнее время «регулирование и ужесточение» импорта электромобилей привели к значительному сокращению объемов их ввоза в Узбекистан. Если в 2024 году импорт совокупный автомобилей снизился на 7,1% по сравнению с 2023 годом, то по итогам первого квартала этого года наблюдалось более чем трехкратное падение поставок.

автопром, центральный банк, электромобили

В свою очередь, на вторичном автомобильном рынке наблюдалась понижательная динамика. Например, в 2024 году число сделок купли-продажи машин на вторичном авторынке упало на 32,9% — до 810 тыс. единиц. Согласно открытым данным, количество объявлений о продаже автомобилей также снизилось по сравнению с предыдущими месяцами. В разрезе регионов наибольшее число объявлений приходится на Ташкент и Ташкентскую область из-за наличия крупных авторынков в окрестностях.

«Такая ситуация может быть объяснена снижением спроса на автомобильном рынке, изменениями покупательской способности населения или сезонными факторами», — пояснил регулятор.

Согласно данным Таможенного комитета, по итогам первого квартала импорт автомобилей в Узбекистан сократился в 3,26 раза — до 6794 единиц, а стоимость их поставок упала в 4,24 раза — до $115 млн. Структура ввоза иномарок: автомобили с ДВС (падение в 3,56 раза), электромобили (1,94 раза) и гибриды (почти в 24 раза).

Основным поставщиком автомобилей на местный рынок остается Китай, доля которого превышает 75% от всего импорта. Однако объем поставок в первом квартале составил только 5235 штук, из которых в марте было ввезено 2076.

На втором месте располагается Южная Корея с 1425 машинами (20,5%), при этом за март оттуда поставили только 234 авто. Третье место заняла Индия — 144 иномарки, следом идут Япония (77 единиц) и США (18). На остальные страны пришлось менее 1% импорта автомобилей.

Ранее Spot писал, что в Узбекистане заметно увеличилось производство автомобилей Onix и Damas.