В Узбекистане начал действовать порядок, ограничивающий работу такси по территориальному признаку. Согласно нему, водитель такси может работать только в своем регионе регистрации и соседних областях, пишет «Газета.uz».
В социальных сетях на днях распространилось видео, в котором, как утверждается, организация, выдающая лицензии таксистам, при их оформлении теперь учитывает регион регистрации автомобиля.
«Сейчас если кто-то хочет получить лицензию и работать в Ташкенте, получает отказ. Если водитель получает лицензию, ему разрешают работать только в своем регионе. Например, знак региона 01 на номере — это Ташкент, они работают в Ташкенте. Жители Андижана — в Андижане, Каракалпакстана — в Каракалпакстане, Кашкадарьи — в Кашкадарье», — цитирует автора видео «Газета.uz».
Пресс-секретарь Министерства транспорта Навруз Ашурматов в комментарии «Газете.uz» подтвердил информацию о том, что данный порядок действительно применяется. По его словам, требование о работе такси в пределах своего региона было утверждено еще постановлением Кабинета министров (ПКМ-139) от 18 мая 2011 года.
Согласно пункту 9−1 главы 5, водитель линейного такси осуществляет перевозку пассажиров на территории, указанной в лицензионной карточке. При этом перевозка пассажиров и багажа линейным такси за пределами территории, указанной в лицензионной карточке, разрешается в случае если пункт отправления находится на данной территории, а пункт назначения — за пределами этой территории.
Однако это постановление утратило силу в начале апреля. На его смену пришло новое постановление Кабмина (ПКМ-200) от 2 апреля 2025 года.
«Водитель может осуществлять свою деятельность на территории, указанной в лицензионном листе, а также на прилегающей к ней территории. При этом территория, указанная в лицензионном листе, определяется на основании территориальных кодов государственных регистрационных номеров, присвоенных автотранспортному средству», — говорится в новом постановлении правительства.
«Газета.uz» подчеркивает, что несмотря на заявления Минтранса, данный порядок не действовал ранее, добавив, что речь идет о новых ограничениях по территориальному принципу.
«Это противоречит Конституции»
Народно-демократическая партия Узбекистана публично призвала отменить «порядок, противоречащий Конституции». В парламентской фракции отметили, что новый порядок противоречит 67 статье Конституции.
«Государство обеспечивает благоприятный инвестиционный и деловой климат. Предприниматели в соответствии с законодательством вправе осуществлять любую деятельность и самостоятельно выбирать ее направления. На территории Республики Узбекистан гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, трудовых ресурсов и финансовых средств», — гласит 67 статья Основного закона.
В НДПУ считают, что введенное ограничение приводит к возникновению различных незаконных действий, препятствует свободной трудовой деятельности и ограничивает конституционные права граждан.
Согласно 42 статье Конституции, каждый имеет право на достойный труд, на свободный выбор профессии и рода деятельности, благоприятные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливое вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда, а также на защиту от безработицы в порядке, установленном законом.
Таксисты, работающие как самозанятые, пользуются правом на защиту от безработицы. При получении лицензии для оказания услуг такси и уплате налогов водители осуществляют полностью законную деятельность, подчеркнули во фракции.
«Нет никаких правовых оснований для введения ограничений на нелинейные такси. Напротив, очевидны аспекты, противоречащие конституционным нормам», — заявили во фракции.
НДПУ направила запрос министру транспорта о предоставлении конкретных разъяснений по данному вопросу. Глава Минтранса Илхом Махкамов приглашен для ответов на вопросы депутатов Олий Мажлиса в ходе правительственного часа по устранению проблем в транспортной сфере.
Комментарий Yandex Go и рынок такси
В пресс-службе Yandex Go в ответ на запрос Spot сообщили, что 27% водителей, сотрудничающих с Yandex Taxi и выполнявших поездки в Ташкенте в мае, зарегистрированы в других регионах Узбекистана. Их общее число превышает 23 тыс. человек.
«До конца года истечет срок лицензий у более чем 48 тыс. водителей, использующих сервис для получения заказов, около 13 тыс. из них могут лишиться возможности работать в столице и получать привычный доход», — прокомментировали в Yandex Go.
В компании добавили, что средний доход в час водителя в Ташкенте примерно на 30% выше, чем в регионах Узбекистана.
В 2024 году оборот «белого» рынка такси в Узбекистане достиг почти 6 трлн сумов. Число интегрированных агрегаторов выросло до 155 единиц, которые уплатили 156,8 млрд сумов налогов. Всего было совершено около 320 млн поездок.
Большая часть оплаты поездок осуществлялась в наличной форме — 4,5 трлн сумов (76,3%), в безналичной — 1,4 трлн сумов (23,7%). Средняя стоимость одного чека составила 18 456 сумов (в августе прошлого года — 18 000 сумов).
Количество водителей достигло почти 500 тыс. человек. Годовой заработок половины из них составил менее 5 млн сумов, а на постоянной основе услуги такси оказывали лишь 2,6% извозчиков. Лишь менее 1% таксистов заработали больше 100 млн сумов.
Согласно данным Налогового комитета, по состоянию на 1 мая число самозанятых в сфере такси увеличилось до 775,5 тыс. человек. По итогам четырех месяцев регистрацию в качестве самозанятого прошли более 144 тыс. человек.
Ранее Spot писал, что Комитет по конкуренции возбудил дело против YandexGo UB по обращению Uzum Market.