Директор по связям с государственными органами в Yandex Uzbekistan Сардор Кадыров в своем Telegram-канале прокомментировал новый порядок, ограничивающий работу такси по территориальному признаку. Согласно нему, водитель такси может работать только в своем регионе регистрации автомобиля и соседних областях. Новый порядок вступил в силу с 2 апреля.
Топ-менеджер отметил, что в Узбекистане зарегистрированы около 1 млн водителей. Это, в свою очередь, создает рабочие места и обеспечивает стабильный доход и средства к существованию сотен тысяч людей.
Однако новый порядок ограничивает возможность водителям из области работать в столице. По его оценкам, только в Ташкенте 23 тыс. водителей могут остаться без работы. Говоря об обосновании ограничения, Сардор Кадыров призвал не ждать логичных ответов.
При этом он не согласился с тем, что новый порядок позволит бороться с пробками. Если на столичных улицах одновременно передвигаются 900 тыс. автомобилей, то из них лишь 12−15 тыс. приходится на такси, а еще 2 тыс. — на автобусы. Такси в 3 раза эффективнее личного автомобиля, а его сокращение приведет не к уменьшению числа пробок, а к увеличению количества одиночных автомобилей на дорогах, предупредил Кадыров.
GR директор Yandex Uzbekistan отметил, что служба такси стала первой полностью цифровизированной и легализованной профессией в Узбекистане. Он назвал это «реальным достижением с точки зрения налогообложения, госконтроля и обеспечения безопасности».
«Теперь же ограничения начинаются с самого открытого и „чистого“ сектора. Не возвращает ли это нас в те самые времена?», — задается он вопросом.
12 июня Народно-демократическая партия Узбекистана публично призвала отменить «порядок, противоречащий Конституции». Во фракции отметили, что ограничение препятствует свободной трудовой деятельности и ограничивает конституционные права граждан. НДПУ пригласила министра транспорта Илхома Махкамова в Олий Мажлис для разъяснений
Рынок такси
В 2024 году оборот «белого» рынка такси в Узбекистане достиг почти 6 трлн сумов. Число интегрированных агрегаторов выросло до 155 единиц, которые уплатили 156,8 млрд сумов налогов. Всего было совершено около 320 млн поездок.
Большая часть оплаты поездок осуществлялась в наличной форме — 4,5 трлн сумов (76,3%), в безналичной — 1,4 трлн сумов (23,7%). Средняя стоимость одного чека составила 18 456 сумов (в августе прошлого года — 18 000 сумов).
Количество водителей достигло почти 500 тыс. человек. Годовой заработок половины из них составил менее 5 млн сумов, а на постоянной основе услуги такси оказывали лишь 2,6% извозчиков. Лишь менее 1% таксистов заработали больше 100 млн сумов.
Согласно данным Налогового комитета, по состоянию на 1 мая число самозанятых в сфере такси увеличилось до 775,5 тыс. человек. По итогам четырех месяцев регистрацию в качестве самозанятого прошли более 144 тыс. человек.
Ранее Spot писал, что Комитет по конкуренции возбудил дело против YandexGo UB по обращению Uzum Market.