За шесть лет общая выручка сервисов рассрочки в Узбекистане выросла в 25 раз. Об этом сообщается в отчете Центрального банка.
Исследование, проведенное регулятором, затрагивает текущее положение в сфере и динамику ее развития. Также эксперты составили усредненный профиль клиента рассрочки и рассмотрели причины ее растущей популярности.
Сервисы
По стране насчитывается 307 торговых предприятий, заключивших договора с Кредитно-информационным аналитическим центром. Из них 36,2% работают в Ферганской области, 23,2% — в Ташкенте, 12,6% — в Наманганской и 7,5% — в Андижанской областях.
Меньше всего компаний, продающих товары в рассрочку, насчитывается в Сурхандарье (0,4%) и Джизакской области (0,8%). В ЦБ связывают подобное распределение с численностью населения, его доходами и подходом к покупкам.
Более трети компаний в сфере рассрочки торгуют бытовой техникой, 11% — цифровым оборудованием. Еще 25% занимается общей (неспециализированной) торговлей.
В сфере мебели и товаров для дома работают 8% фирм, а в сфере потребительских товаров — 5%. Кроме того, 4% участников рынка рассрочки работают с автомобилями и запчастями к ним.
Суммарная выручка сервисов рассрочки по итогам прошлого года составила 201,3 млрд сумов против 8,1 млрд сумов шестью годами ранее. Еще более значительный прирост отмечался по привлеченным ими банковским кредитам — в 52 раза, до 1,17 трлн сумов.
Клиенты
За прошедший год сервисы рассрочки оформили 1,9 млн соглашений с физлицами, из которых почти 58% пришлось на мужчин. Около 1,7 млн человек пользовались услугами только одной организации. По данным ЦБ, 777,5 тыс. клиентов также имели задолженности по банковским кредитам, в первую очередь — по микрозаймам.
На основе выборочного анализа данных о клиентах сервисов ЦБ пришел к выводу, что чаще всего рассрочкой пользуются молодые узбекистанцы. На группу до 35 лет пришлось 72% мужчин и 53% женщин из числа клиентов.
Женщины более старшего возраста также активно пользуются рассрочкой. Около трети получательниц за прошлый год находились в возрасте 36−50 лет и 13% — в группе от 51 года до 65 лет.
С другой стороны, мужчины чаще делают более крупные покупки в рассрочку. Во всех группах от 26 до 65 лет разница средних сумм договора у мужчин и женщин составляет 300 тыс. сумов. Исключением стала молодежь (18−25 лет), где оба показателя равны 900 тыс. сумов.
В Ташкенте и Ташкентской области проживает 27% клиентов сервисов рассрочки. Еще по 9% приходится на Ферганскую и Самаркандскую области, по 8% — на Андижан и Кашкадарью.
Наибольшая средняя сумма договора рассрочки зафиксирована в Сурхандарье (1,6 млн сумов), следом идет Хорезм (1,4 млн сумов). В Ташкенте, Джизаке, Кашкадарье и Каракалпакстане показатель составляет 1,3 млн сумов.
Долги
Средний объем задолженности по рассрочке достигает максимума у мужчин среднего возраста (36−50 лет) — 4,8 млн сумов. Немного меньше этот показатель у пенсионеров — 4,7 млн сумов. Среди женщин пиковый уровень наблюдается в группе 51−65 (3,8 млн сумов). Наименьшая средняя задолженность отмечена у молодежи (2,8−3 млн сумов).
Ташкент со значительным отрывом лидирует по объему задолженности на клиента (5,5 млн сумов), за ним идут столичный регион, Навои и Сурхандарья (3,9 млн сумов). Меньше всего были долги у клиентов из регионов Ферганской долины — 3 млн сумов.
Число действующих договоров рассрочки на конец прошлого года составило 973 тыс., показав резкий рост с сентября по ноябрь. При этом средний объем договора в декабре немного снизился и достиг 1,2 млн сумов.
В среднем на одного клиента приходится 3 договора рассрочки, хотя в Ташкенте этот показатель достигает 4. При этом чуть более половины клиентов сервисов имеют только один договор, 17,7% — два. В то же время около 82 тыс. человек оформили свыше 10 покупок в рассрочку.
Ранее Spot писал, что ЦБ предлагает установить минимальный доход для получения микрозайма.