Законодательная палата Олий Мажлиса приняла в первом чтении проект закона «Об автомобильных дорогах» в новой редакции. Об этом сообщает пресс-служба парламента.

Документ разработан в качестве замены действующему закону, принятому в 2007 году. В нем обозначается ряд новых понятий, механизмов и норм в сфере дорожного хозяйства Узбекистана.

В частности, законопроект создает правовую основу для строительства платных дорог и обозначает льготы для финансирующих проекты инвесторов. Ранее для этого предполагалось принять отдельный закон.

Также вводится механизм планирования автомобильных дорог, предусматривающий развитие инфраструктуры в соответствии с потребностями населения и экономики. При проектировании дорог обозначаются требования к учету общественного мнения и влияния на окружающую среду, а также к созданию безбарьерной среды для пешеходов.

Кроме того, при строительстве сетей связи будет предусмотрено покрытие затрат на восстановление дорог. Законопроект устанавливает нормы для движения крупногабаритного и тяжеловесного транспорта, а также требования к работе придорожных сервисных объектов.

По словам депутатов, документ создает основу для создания в Узбекистане сети платных дорог и для привлечения в эту сферу инвестиций. Также он поспособствует улучшению качества автотрасс и их сохранению в течение длительного времени.

История вопроса

Обсуждение вопроса платных дорог идет в Узбекистане с 2018 года, когда немецкую GP Günter Papenburg привлекли к разработке первого проекта трассы с платным движением. Spot публиковал подробную хронику по этой теме.

В феврале 2019 года Комитет по автодорогам (Узавтодор) разработал проект закона «О платных автомобильных дорогах», который определял механизмы формирования стоимости проезда и методы взимания платы. Документ был выставлен на общественное обсуждение, однако так и не был принят.

Зимой 2024 года вновь заговорили о планируемом принятии отдельного закона, регулирующего платные автотрассы. Директор Агентства стратегических реформ Баходир Рахматов отмечал, что документ создаст правовую базу для строительства платных дорог и их эксплуатации, обозначит регулирование оплаты и ее распределения.

На протяжении последних лет обсуждаются два проекта платных дорог по маршрутам Ташкент — Самарканд и Ташкент — Андижан. Стоимость последнего неоднократно пересматривалась: весной 2022 года строительство оценивали в $2,83 млрд, а в 2024 году — в $4,65 млрд. Трасса из столицы до Самарканда оценивалась в $1,4 млрд.

Министерство транспорта в январе этого года объявило тендер на реализацию первой фазы проекта дороги Ташкент — Андижан. В нее входят проектирование, строительство, финансирование и обслуживание участка Ташкент — Ангрен — перевал Камчик. Прием заявок продлевался уже дважды.

В марте президенту сообщили о завершении работ по созданию технико-экономического обоснования для трассы Ташкент — Самарканд. Магистраль протяженностью около 300 км сократит время в пути до трех часов и снизит нагрузку на существующую дорогу.

Ранее Spot писал, что Южная Корея предложила помочь с проектом платной автодороги Ташкент — Андижан.