Впервые о платных дорогах в Узбекистане заговорили в 2018 году. Тогда было принято первое решение о строительстве платной дороги, которую поручили немецкой GP Günter Papenburg.
Осенью того же года МВД представило концепцию безопасного дорожного движения до 2022 года. В ее рамках предлагалось внедрить механизм государственно-частного партнерства в дорожную сферу, в том числе в строительство платных дорог.
В феврале 2019 года был разработан проект закона «О платных автомобильных дорогах», который, в частности, определял механизмы формирования стоимости проезда, методы взимания платы. В марте документы был выставлен на общественное обсуждение, однако, он так и не был принят.
Зимой 2024 года вновь заговорили о планируемом принятии Закона «О платных автомобильных дорогах».
«Он предусматривал создание правовой базы для строительства платной дороги, а также налаживание регулирование их эксплуатации, приема оплаты и распределения поступивших денег», — сказал директор Агентства стратегических реформ Баходыр Рахматов. До сегодняшнего дня закон так и не принят.
Разные международные компании предлагали свое участие в строительстве платных дорог в различных регионах. Но двумя ключевыми проектами, которые обсуждались на протяжении всех предыдущих лет, были платные дороги по маршруту Ташкент-Самарканд и Ташкент-Андижан. Стоимость последнего пересматривалась несколько раз. Весной 2022 года строительство платной дороги оценили в $2,83 млрд, а в 2024 году в $4,65 млрд. Еще одна трасса — между Ташкентом и Самаркандом — оценивалась в $1,4 млрд.
При этом, стоимость проезда по платным магистралям от Ташкента до Самарканда и Андижана для легковых авто должна была составить $5−6 при максимально допустимой скорости движения 120−150 км/ч.
Spot разобрался, как менялась политика правительства в этой сфере и чего уже удалось добиться.
31 июля 2018 года
Строительство первых в Узбекистане платных дорог поручили немецкой GP Günter Papenburg, следовало из постановления президента. На эти цели планировалось привлечь $500 млн прямых иностранных инвестиций. Однако, участок дороги и точные сроки не были указаны.
12 сентября 2018 года
Зампред госкоминвестиций Лазиз Кудратова обсудил с группой турецких компаний Cengiz — Kolin — Kalyon строительство автодороги на принципах государственно-частного партнерства по маршруту Ташкент — Самарканд. Проект предусматривал преодоление расстояния между двумя пунктами за два часа.
25 октября 2018 года
В рамках круглого стола, организованного Управлением при генпрокуратуре, компания Alliance Capital K/S выступила с инициативой по возведению 12-километрового участка платной автомагистрали в обход Ахангарана. Вдоль участка магистрали были запланированы:
- круглосуточные станции техобслуживания;
- кафе;
- автозаправочные станции;
- более высокая разрешенная скорость передвижения по нескольким полосам.
На платном участке автодороги планировалось предоставить льготы на проезд специальным автотранспортным средствам. Тарифы обещали сделать общедоступными, соотносимыми с уровнем доходов населения прилегающих территорий и утвердить их с учетом категории транспортных средств.
30 октября 2018 года
МВД разработало и опубликовало проект концепции безопасного дорожного движения до 2022 года. В документе предлагалось внедрить механизм государственно-частного партнерства в дорожную сферу. Одним из видов партнерства было создание платных дорог и магистралей. Условием создания платной дороги было наличие альтернативной бесплатной. Основным отличием платной дороги была повышенная скорость движения. Для пользователей планировалось установить гибкие формы и размеры оплаты, которые зависели от дневного и ночного времени суток.
Предприниматели могли получить участки магистральных дорог взамен на принятие инвестиционных обязательств.
Ожидалось, что с 1 января 2020 года должны начнутся работы по поэтапному внедрению магистральных дорог во всех регионах Узбекистана. Но строительство так и не началось.
11 декабря 2018 года
На основе разработанного МВД проекта было принято постановление Кабинета Министров о реализации концепции обеспечения безопасности дорожного движения до 2022 года. Документом утверждено внедрение ГЧП в сферу дорожного движения, но в подписанный документ не попали пункты о наличии альтернативной бесплатной дороги, а также повышенный скоростной режим. Вместо этого было принято решение до конца февраля 2019 года разработать Закон «О платных автомобильных дорогах». До 1 июня 2019 года должны были быть подготовлены конкретные предложения по поэтапному внедрению платных дорог, а с 1 января 2020 года предусматривалось начало практических работ.
16 января 2019
Депутат Шавкат Халилов предложил построить платный участок шестиполосной автодороги только для легкового транспорта протяженностью 4,65 км от пересечения улиц Анны Ахматовой и Файзли в Сергелийском районе до пересечения улицы Чапаната с Малой кольцевой автодорогой в Яккасарайском районе. По мнению чиновника, решение было направлено на значительное сокращение времени в пути благодаря отсутствию светофоров.
20 февраля 2019
Комитет по автомобильным дорогам подготовил проект закона «О платных автомобильных дорогах». В нем должны были быть определены механизмы формирования стоимости проезда, методы взимания платы. Было отмечено, что плата за проезд по автодорогам может вводиться при выполнении условия повышенного качества проезда с обеспечением высокой, безопасной скорости движения транспорта на всем ее протяжении.
14 марта 2019 года
Комитет по автодорогам вынес на общественное обсуждение законопроект о строительстве платных автодорог. В проекте давались определения основным понятиям, были перечислены причины создания, правила и условия пользования платными дорогами. Последнее включало в себя разрешение строительства платных дорог только при наличии альтернативной бесплатной. При этом протяженность автомобильных дорог, обеспечивающих альтернативный бесплатный проезд, не должна была более чем в три раза превышать протяженность платной автомобильной дороги. Обсуждение должно было продолжиться до 29 марта.
4 декабря 2019 года
Заместитель премьер-министра Эльёр Ганиев объяснил задержку проекта строительства платной автотрассы Ташкент-Самарканд высокой ценой проезда, которую требовал иностранный инвестор. О планах по строительству первой платной автодороги стало известно в сентябре 2018 года. Инвестиционное соглашение по реализации проекта на принципах ГЧП было подписано с консорциумом турецких компаний Cengiz-Kolin-Kalyon (CKK). Строительные работы были намечены на 2019−2020 годы.
30 апреля 2019
Согласно постановлению президента о привлечении инвестиций в экономику, на окончание 2019 года было запланировано начало строительства первой в стране платной дороги, а на конец 2021 года — ввести ее в эксплуатацию. Дорога должна была связать Ташкент и Самарканд.
Также, между Ташкентом и Андижаном должна была появится платная трасса. Проект строительства платной автомобильной дороги попал в список тех, которые необходимо было доработать до конца года.
13 мая 2019
Фондом Всемирного банка был выделен грант на проект строительства платной трассы между Ташкентом и Андижаном. Стоимость проекта не уточнялась. Прибывшие эксперты ВБ по дорожному строительству изучили участки в Ташкентской, Наманганской, Ферганской и Андижанской областях.
13 июня 2019
ЕБРР предложил ускорить проект строительства платной автомагистральной дороги Ташкент-Самарканд до 2023 года, однако его отложили из-за высокой заложенной цены проезда.
26 мая 2020
В Узбекистане планировалось объявить тендер на проект платной автомобильной дороги из Ташкента в Андижан. Проект предусматривал строительство альтернативного тоннеля на перевале Камчик. Стоимость проекта не оглашалась.
25 марта 2021 года
Представитель Агентства по развитию ГЧП заявил, что проезд по платным магистралям от Ташкента до Самарканда и Андижана для легковых авто должна была стоить $5−6.
По его словам, предварительная стоимость проезда по дороге из Ташкента в Ферганскую долину должна была складываться из трех частей:
- Ташкент-Ангрен — $1,7;
- Ангрен-Коканд — $2;
- Коканд-Андижан — $1,6.
Для грузового транспорта сумма должна была быть выше. К примеру, из Ташкента в Андижан можно было доехать за $20.
Максимальная разрешенная скорость движения на платных трассах могла быть 120−150 км/ч. На некоторых горных участках она могла составлять 60−70 км/ч.
20 мая 2022 года
В Узбекистан планировалось ежегодно привлекать $3 млрд путем ГЧП. Министр экономического развития Джамшид Кучкаров указал, что эта сумма покроет половину потребностей в инвестициях для устойчивого развития.
Одним из самых дорогих проектов назвали платную автодорогу Ташкент — Андижан, строительство которой оценили в $2,83 млрд. Еще одна трасса — между Ташкентом и Самаркандом — оценивалась в $1,4 млрд.
27 октября 2022 года
Директор Агентства по развитию ГЧП при Минфине Закир Базаров рассказал о крупных инвестпроектах, по которым прорабатывались документы:
- проект платной дороги Ташкент — Андижан, при поддержке Всемирного банка;
- проект платной дороги Ташкент — Самарканд, при поддержке ЕБРР;
- проект платной дороги Самарканд — Шахрисабз длиной 66 км, а также туннеля на перевале Тахтакорача на 4,4 км.
11 июля 2023 года
Шавкат Мирзиёев уволил главу «Узавтодор» Абдурахмона Абдувалиева за отсутсвие прогресса по проекту платных дорог Ташкент-Самарканд и Ташкент-Андижан. Его сменил Жамшид Турсунов, в 2021—2023 годах бывший замглавы ведомства.
24 июля 2023 года
В Минтрансе состоялось обсуждение разработки технико-экономического обоснования для реализации проекта платной автодороги Ташкент — Самарканд. Для этого со стороны ЕБРР была привлечена турецкая Proyapı Mühendislik ve Müşavirlik A.Ş. На создание ТЭО должно было уйти $1,5 млн.
11 декабря 2023 года
Австрийская ILF Consulting Engineers Austria GmbH разработала проект строительства платной автомобильной дороги Ташкент — Самарканд. На разработку первоначального ТЭО проекта ЕБРР выделил грант на $350 тыс.
Протяженность автотрассы должна была составить 305 км. Грузоподъемность трассы, соответствующей международным стандартам, должна была быть 13 тонн, а срок службы — 25 лет.
15 февраля 2024
Шавкат Мирзиёев ознакомился с презентацией изменений, планируемых в основных сферах экономики Узбекистана до 2030 года. В рамках встречи, директор Агентства стратегических реформ Баходыр Рахматов рассказал о планируемом принятии Закона «О платных автомобильных дорогах» (выставлялся на обсуждение в 2019 году). Он предусматривал создание правовой базы для строительства дорог, а также налаживание регулирование их эксплуатации, приема оплаты и распределения поступивших денег.
На строительство и ремонт дорог, мостов от международных организаций планировалось привлечь $300 млн. В сам процесс предполагалось внедрить ряд инноваций — например, новые покрытия, а также технологию «холодной регенерации» для ремонта дорог.
2 мая 2024 года
Японская Sojitz и турецкая Rönesans Holding выразили интерес к участию в создании платных автодорог в Узбекистане. Представители компаний ознакомились с проектами дорожного строительства на базе ГЧП.
3 мая 2024 года
Замминистра транспорта Жасурбек Чориев сообщил о завершении проектных работ платной трассы Ташкент — Андижан. Подготовить ТЭО проекта планировалось уже к концу июня. Общая протяженность дороги между столицей и Ферганской долиной составила 314 км. Проект оценивался в $4,65 млрд.
13 мая 2024 года
Хоким Улугбек Косимов провел встречу с представителями компания Hunan Industrial Equipment Installation Co. Ltd, которая должна была заняться строительством в Сурхандарьинской области платной автодороги. На встрече проходило обсуждение пересмотрения проекта для минимизации воздействия на природу и население.
Трасса длиной 171 км должна была пройти параллельно участку магистрали М41 Бишкек — Душанбе — Термез. Проект предусматривал снос более 1000 домов и вырубку 60 тыс. деревьев. Стороны договорились усовершенствовать план дороги «за счет привлечения опытных специалистов».
4 сентября 2024 года
На портале Lex.uz было опубликовано постановление президента о развитии ГЧП на 2024−2030 годы . Согласно документу, было запланировано строительство и модернизация не менее 1 тыс. км современных платных магистральных автомобильных дорог. Среди них — начало строительства в этом году платной дороги Ташкент — Самарканд и в 2026 году Ташкент — Андижан.
Замминистра транспорта Жасурбек Чориев назвал главный фактор замедляющий создание платных дорог в Узбекистане, — естественные и искусственные препятствия, включая объекты инфраструктуры и деревья, находящиеся на маршрутах.
Также согласно программе развития ГЧП, планируется построить платную автомобильную дорогу по маршруту Самарканд — Бухара за $1 млрд. Начало реализации проекта намечено на 2027 год, а подписание соглашения о государственно-частном партнерстве — на 2030 год.