Как ранее писал Spot, до 2026 года в Узбекистане планируется реализовать 154 проекта государственно-частного партнёрства на $14 млрд.

Директор Агентства по развитию ГЧП при Минфине Закир Базаров поделился некоторыми подробностями по проектам. Так, одним из ключевых направлений в сфере ГЧП станет развитие транспортной инфраструктуры.

В этой сфере планируется реализовать 5 крупных инвестиционных проектов — сейчас по ним идёт проработка документов. Это:

  • проект платной дороги Ташкент — Андижан, при поддержке Всемирного банка;
  • проект платной дороги Ташкент — Самарканд, при поддержке ЕБРР;
  • проект платной дороги Самарканд — Шахрисабз длиной 66 км, а также туннеля на перевале Тахтакорача на 4,4 км;
  • проекты модернизации аэропортов Ташкента и регионов с их передачей в управление частным партнёрам, при поддержке группы ВБ;
  • проекты модернизации и передачи частному партнёру аэропортов Бухары и Ургенча.

Расширение ГЧП намечено и в других сферах, отметил Базаров. Так, в энергетической отрасли намечено 11 проектов — в первую очередь, строительства новых электростанций. Новые проекты подготовлены также в сферах здравоохранения, ЖКХ, водного хозяйства и др.

С ветерком — за деньги

О планах создания в Узбекистане платных автомагистралей впервые стало известно в июле 2018 года. Тогда строительство первых подобных дорог планировали поручить немецкой GP Günter Papenburg.

В декабре того же года Кабмин издал постановление, где 2020 год обозначался как начало практических работ по внедрению платных автодорог. Отмечалось, что у них должна быть бесплатная альтернатива.

До старта работ предполагалось принять закон о платных дорогах. Соответствующий проект подготовили в феврале 2019 года, а в марте опубликовали для дискуссии — однако закон пока так и не был принят.

Вместе с тем в апреле 2019 года президент постановил приступить к строительству платной трассы от Ташкента до Самарканда с участием турецкого консорциума. ЕБРР в июне предлагал ускорить начало работ, однако его отложили из-за высокой заложенной цены проезда.

Тогда же было решено проложить платную дорогу Ташкент — Андижан с отбором подрядчика через тендер. Как стало известно в 2020 году, она пройдёт через альтернативный тоннель на Камчике.

Весной 2021 года Агентство по развитию ГЧП заявило, что проезд по платным магистралям от Ташкента до Самарканда и Андижана для легковых авто будет стоить $5−6. Максимальная скорость составит 120−150 км/ч.

Ранее Spot сообщал, что Казахстан и Узбекистан построят автомобильную дорогу за $172 млн.