Управление по правовой защите предпринимательства и инвестиций Генеральной прокуратуры организовало круглый стол, посвященный созданию первой платной автомагистрали в стране, пишет УзА.

В мире около 140 тыс. км высокоскоростных платных автомагистралей, в основном проложенных в обход перегруженных городских транспортных артерий в целях ускорения, в первую очередь, грузоперевозок между крупнейшими торгово-промышленными и логистическими центрами.

С середины прошлого века эта система начала развиваться в Европе, прежде всего во Франции, Германии, Италии, постепенно распространившись на азиатские и южноамериканские государства, способствуя интенсивному развитию национальных экономик, в том числе Южной Кореи и Аргентины, где их доля составляет 30% от общей протяженности автотрасс.

Не обошла эта тенденция и республики постсоветского пространства, начиная со стран Прибалтики и Беларуси, где около 1500 км платных дорог, заканчивая соседними странами по региону.

В Таджикистане пока только один такой маршрут, связывающий Душанбе с Худжандом.

В Кыргызстане на принципах ГЧП планируют возвести 90-километровую платную дорогу от Бишкека до Чолдовара на границе с Казахстаном, в котором первый платный автобан Астана — Кокшетау протяженностью в 300 км запущен еще в 2013 году.

К концу этого года между крупнейшими промышленными центрами страны появится еще несколько таких высокоскоростных магистралей с качественным покрытием и развитой инфраструктурой. Их общая протяженность к 2020 году составит 6500 км.

В Узбекистане более в условиях наращивания объемов внешней торговли, межрегиональных и международных транзитных, грузо- и пассажирских перевозок также становится актуальным перераспределение транспортных потоков.

Заинтересованность Узбекистана в сооружении скоростных автомагистралей на коммерческой основе привлекает внимание и потенциальных зарубежных партнеров.

Датская компания Alliance Capital K/S выступила с инициативой по возведению 12-километрового участка автомагистрали в обход Ахангарана.

Специалисты компании подсчитали, что ежедневно по трассе А-373 через центр этого города проезжает более 20 тысяч автомобилей. Им приходится пересекать оживленные перекрестки, где движение регулируется пятью светофорами.

Вдоль дороги расположены образовательные учреждения, многолюдные объекты торговли, развлечений и социального назначения. При этом трафик становится всё более интенсивным, а скорости ограничены требованиями безопасности.

Платная дорога с высоким качеством цементно-бетонного покрытия будет обладать всеми необходимыми элементами инфраструктуры. Вдоль планируемого участка магистрали разместятся круглосуточные станции техобслуживания, кафе, автозаправочные станции.

Здесь будет более высокая разрешенная скорость передвижения по нескольким полосам. На платном участке автодороги будут предоставляться льготы на проезд специальных автотранспортных средств (служб правопорядка, скорой помощи, аварийных служб, МЧС, МО).

В настоящее время обсуждаются также возможности сооружения высокоскоростной автомагистрали Ташкент — Самарканд, могут появиться и другие маршруты.

В любом случае такие проекты реализуются в качестве альтернативы и за водителем сохраняется право выбора: по какой дороге двигаться к пункту назначения.

Тарифы же, устанавливаемые на платных дорогах, будут общедоступны, соотносимы с уровнем доходов населения прилегающих территорий и утверждены с учетом категории транспортных средств.

Ранее Spot писал, что строительство первых в Узбекистане платных дорог хотят поручить немецкой GP Günter Papenburg.