Председатель Налогового комитета Шерзод Кудбиев рассказал о нескольких случаях сокрытия налогооблагаемой базы через занижение стоимости сельскохозяйственной продукции. Об этом 18 июля говорилось на открытом диалоге с представителями экспортеров плодоовощной продукции, организованном Торгово-промышленной палатой.
Глава Налогового комитета на примере двух фермеров из Тайлакского района Самаркандской области показал схемы уклонения от уплаты налогов. Так, один фермер указал стоимость продажи яблок в 100 сумов за кг. Урожай с 15,8 га составил 45 тонн, а реализация — 4,5 млн сумов. Однако на практике самая низкая цена 1 кг достигает 4000 сумов. В таком случае реализация вырастет до 180 млн сумов, а налоги — до 7,5 млн сумов.
Другой пример — это виноград, стоимость которого также была указана в 100 сумов за кг. При урожае в 158,2 тонн с земельного участка площадью 18,8 га объем реализации составил 15,8 млн сумов. Однако если учесть минимальную цену винограда в 10 000 сумов за кг, то сумма реализации превысит 1,58 млрд сумов, а налоговые поступления — 62,7 млн сумов.
«Фермер продает яблоки по 100 сумов за килограмм. Почему возникает желание скрывать налоговую базу? Это связано с НДС в 12%, с нулевой ставкой налога на прибыль или с нежеланием платить АОС (актуализированная оценка стоимости — прим. Spot)?», — спросил Кудбиев.
Чиновник предложил экспортерам создать рабочую группу и оперативно изучить этот вопрос для выработки решения, которое затем обсудят с экономическим блоком правительства.
На прошлой неделе председатель наблюдательного совета BMB Holding Бекзод Маматкулов заявил, что самой большой нагрузкой в сельском хозяйстве является НДС в размере 12%. Он предложил снизить налог на сельхозпродукцию до 1% на определенный период времени — на 2−3 года.
Глава Торгово-промышленной палаты Даврон Вахабов отметил, что фермеры вынуждены уплачивать НДС в 12% от всего оборота, поскольку закупают товары за наличные и не могут воспользоваться зачетом НДС.
«Мы закупаем около 90% сельхозпродукции официально, через банковские счета. Но признаюсь: оставшиеся 10% — за наличные, потому что иначе с фермерами работать невозможно. Мы переводим деньги, фермеры выращивают и доставляют продукцию. Но когда мы ее забираем, документы нам не дают», — посетовал бизнесмен.
Бекзод Маматкулов подчеркнул, что проблема усугубляется убыточностью выращивания некоторых видов сельхозпродукции, приведя в пример ситуацию с картофелем и помидорами.
Ранее Spot писал, что глава Налогового комитета выступил против снижения НДС на сельхозпродукцию до 1%.