Как сообщал Spot, узбекистанская делегация посетила США для переговоров по увеличению товарооборота. Одной из главных тем поездки стали поставки американского хлопка.
Министерство инвестиций, промышленности и торговли объяснило решение необходимостью усилить позиции узбекского текстиля на премиальных мировых рынках. Американский хлопок будет использоваться для «выполнения специфических заказов», заявил глава Департамента внешней торговли МИПТ Иномжон Абдурахманов.
Особый сорт
Узбекистан ежегодно производит 1−1,2 млн тонн хлопкового волокна и полностью перерабатывает его на местных текстильных фабриках, отметил чиновник. При этом с учетом недавно запущенных производственных линий средняя загрузка снизилась до 75%.
Незадействованный резерв мощностей может быть заполнен за счет импортного хлопка. Он будет направляться в первую очередь на выполнение контрактов, для которых «критически требуются международные стандарты качества и сертификации».
Американское хлопковое волокно соответствует системе стандартизации US Cotton Trust Protocol, добавил Абдурахманов. Его использование дает право на использование маркировки Made with US Cotton («Сделано с использованием хлопка из США») для конечной продукции.
Подобная маркировка является обязательным условием для отдельных коллекций от ряда крупных брендов — Levi’s, Puma, PVH, Ralph Lauren, Tesco и других. Закупка хлопка из США откроет для узбекских фабрик двери к новым контрактам с мировыми марками.
В первую очередь Узбекистан будет импортировать хлопок сортового класса Strict Middling. Он отличается большей длиной, повышенной прочностью, однородной структурой и чистым цветом, что позволяет использовать его в производстве одежды премиальных линий.
«Для Узбекистана импорт партии Strict Middling из США станет прямым шагом к тому, чтобы пометить свой текстиль престижной надписью и выйти в премиум-сегмент», — отметил чиновник.
Трудности с производством хлопка нужного сорта внутри страны вызваны «объективными причинами». Для закрытия потребностей отрасли на внутреннем рынке потребуется расширение площадей под хлопчатником, а также повышение урожайности, что займет не менее 5 лет.
Кроме того, сорта Strict Middling формируются при специфических природно-климатических условиях и требуют определенной влажности в период созревания и сбора урожая. Подобные параметры в Узбекистане «обеспечить сложно», поэтому в краткосрочной перспективе МИПТ считает импорт хлопка экономически более целесообразным.
Условия закупки
Закупка хлопка будет организована в рамках программы GSM-102 Минсельхоза США. Текстильные предприятия будут получать сырье с отсрочкой платежа до 12−18 месяцев и с предоставлением американской стороной кредитной гарантии в размере до 98% суммы сделки.
Использование этой схемы позволит оплачивать импорт из выручки за счет будущих экспортных поставок, указал Абдурахманов. Доступ к высококачественному сырью будет обеспечиваться на льготных условиях и не создаст нагрузки на оборотные средства компаний.
У компаний «появляется возможность выполнить 2−3 производственных цикла подряд за счет круговорота средств от экспортных контрактов», заявил представитель МИПТ.
Хлопок сортов Strict Middling стоит дороже местного сырья на 15−20%, признал чиновник. Однако его использование для производства высокомаржинальной продукции позволит покрыть затраты, получая «заказы от глобальных брендов, которые раньше прошли бы мимо».
Кроме того, выход в премиальные сегменты может улучшить общий имидж Узбекистана на мировом рынке. Абдурахманов отметил рост поставок текстиля в Евросоюз на 60% (с $50 млн до $80 млн) после присоединения к схеме GSP+ и заявил, что сотрудничество с американскими брендами обеспечит аналогичный скачок на рынке США.
Благодаря вхождению в премиум-сегменты рынка и выполнению протоколов устойчивости Узбекистан получит возможность углубить интеграцию в глобальные цепочки поставок. Это позволит привлечь в республику новых инвесторов, а также простимулирует открытие фабрик международных брендов и размещение ими заказов.
«Это позитивно сказывается и на смежных отраслях — от логистики до дизайна. Быть поставщиком для Nike или H&M — значит играть в высшей лиге, и такая реклама на мировом уровне стоит многого», — добавил Абдурахманов.
Чиновник указал на опыт закупки импортного сырья такими производителями текстиля, как Китай, Вьетнам, Индонезия, Индия, Турция и Мексика. Его использование позволит выпускать продукцию, соответствующую международным требованиям качества, прослеживания происхождения и экологической устойчивости.
Ранее Spot писал, что глава Налогового комитета Шерзод Кудбиев обратил внимание на задолженность текстильных кластеров перед поставщиками хлопка.