Новый международный аэропорт Ташкента могут построить в Уртачирчикском районе. Об этом 11 августа сообщил хоким Ташкентской области Зойир Мирзаев во время «Часа хокимията».
По его словам, предложен проект железной дороги, идущей от Бекабада, Бекабадского, Букинского и Пскентского районов, Нурафшана, в Ташкент. Строительство магистрали запланировано на 2026 год. Судя по карте, ее протяженность превысит 100 км.
Зойир Мирзаев сообщил, что новый международный аэропорт Ташкента планируют построить на площади 1200 га в Уртачирчикском районе Ташкентской области.
Маршрут железной дороги из Бекабада в Ташкент. Фото: «Яндекс карты» / Spot
В начале августа министр транспорта Илхом Махкамов рассказал, что новый аэропорт Ташкента планируется построить в 17 км от действующей воздушной гавани, к югу от столицы. Локация выбрана исходя из близости к логистической и транспортной инфраструктуре, включая автомагистраль М-39, соединяющую Ташкент и Самарканд. Кроме того, новый столичный аэропорт расположится на маршруте будущей платной дороги Ташкент — Самарканд.
Spot проанализировал карту Ташкентской области и на основе расстояния в 17 км от действующего аэропорта определил возможное место размещения новой воздушной гавани — вблизи города Янгиюль. Информированный источник, пожелавший остаться анонимным, подтвердил Spot, что строительство нового аэропорта действительно планируется в этом районе.
1 августа президент принял решение о начале строительства нового международного аэропорта для Ташкента. На первом этапе воздушная гавань будет способна обслуживать до 20 млн пассажиров в год, одновременно размещать 169 самолетов и обеспечивать более 40 взлетов и посадок в час. Председатель правления Uzbekistan Airports Жавлонбек Умарходжаев пообещал, что новый аэропорт полностью цифровизируют и построят с применением «самых современных технологий».
Аэропорт в «Новом Ташкенте»
В сентябре 2024 года замминистра транспорта Жасурбек Чориев в разговоре со Spot анонсировал строительство нового международного аэропорта в 13-м столичном районе — «Новом Ташкенте».
«Это все в планах. Пока никакого старта еще нет. Скоро будет — после одобрения президента. Сперва мы должны найти инвестора, с ним все согласовать. Проект будет [реализован] на основе государственно-частного партнерства (ГЧП)», — сказал он.
По словам замглавы Минтранса, со временем предусмотрен переход с привлечением новых операторов, частных инвестиций и освоением новых земельных участков. После строительства нового аэропорта наступит период адаптации и апробации, который приблизительно займет 2−3 года.
Чиновник отметил необходимость постоянного расширения действующего аэропорта для удовлетворения растущего пассажиропотока и требований. До введения в эксплуатацию нового аэропорта продолжатся инвестиции в существующий, включая расширение перронов, парковки, аэровокзала.
«У нас появится стоп на инвестиции, только когда мы там построим [новый аэропорт]. Потом идет период адаптации. Я говорю стоп на инвестирование и расширение. Если мы не будем расширять [существующий аэропорт], это крах», — поделился Жасурбек Чориев.
Если новый аэропорт построят к 2030 году, то как минимум до 2028−2029 года действующий аэропорт необходимо развивать и инвестировать в него, подчеркнул он. На период адаптации будут приостановлены инвестиции в существующий аэропорт из-за перехода на новую воздушную гавань.
Согласно постановлению президента от 31 августа 2024 года, Минтрансу, Uzbekistan Airports, Минэкономфину и хокимияту Ташкентской области поручено в сентябре провести переговоры со стратегическими партнерами по строительству и передаче в управление нового аэропорта.
В 2025 году планируется разработать и утвердить концепцию проекта, а также выбрать партнера. До декабря 2026 года намечено подписание соглашения о государственно-частном партнерстве.
Согласно мастер-плану «Нового Ташкента», разработанному Cross Works, планируется строительство аэропорта. В июне правительство утвердило мастер-план возведения первого района, где расположатся башни-близнецы, кампусы двух университетов, госучреждения и набережная.
Ранее Spot писал, что в 2026 году начнется строительство новых аэропортов в Ташкенте, Бухаре и Ургенче.