Переход границы и график работы вошли в число основных проблем для посетителей и торговцев в свободной зоне «Айритом» под Термезом. Об этом сообщается в отчете Центра экономических исследований и реформ по результатам опроса (копия есть у Spot).

С момента открытия в августе 2024 года более 740 тыс. человек посетили торговый комплекс, включая 400 тыс. граждан Афганистана — чуть больше половины от общего числа. Клиника Akfa Medline на территории центра приняла 76 тыс. пациентов, из которых 80% составили афганцы.

Из 490 магазинов, доступных на территории торговой зоны, сейчас уже работают 218. Экспорт товаров и продукции через торговую зону за 13 месяцев составил $187 млн, а после полного запуска ожидается увеличение поставок до $1,2 млрд.

Более 70% предпринимателей, работающих в «Айритоме» сейчас, открыли торговые точки в момент запуска центра. Две трети магазинов имеют годовой торговый оборот в пределах 1 млрд сумов ($78 тыс. по нынешнему курсу), еще 29% — до 5 млрд сумов ($390 тыс.).

Численность покупателей остается умеренной — 43% магазинов принимают в среднем 30 клиентов ежедневно, а четверть отмечает посещаемость в 100−150 человек. 52% торговцев назвали своими основными клиентами афганских граждан.

Диапазон ставок аренды в зависимости от локации и этажности составляет от $2,6 до $8,3 за квадратный метр. 48% предпринимателей назвали нынешние ставки высокими.

Свыше 90% покупателей посещают «Айритом» для приобретения продуктов питания. Почти половина заявила, что приобретают здесь одежду, 38% — бытовую технику, а 14% — фармпродукцию. Около 70% опрошенных назвали цены в комплексе более низкими, чем на других рынках.

Вместе с тем 29% покупателей приезжают в торговый комплекс не чаще раза в месяц. По данным ЦЭИР, 43% респондентов пожаловались на отсутствие регулярного сообщения с «Айритомом».

Главной проблемой рынка клиенты считают ограниченное время — 95% высказались за круглосуточный график торговых объектов. 71% отметили затраты времени на таможенный и пограничный контроль, что особенно важно для граждан Афганистана.

Еще столько же посетителей отметили необходимость «адаптации ценовой политики» для гостиничных услуг. Каждый второй клиент из Афганистана выразил интерес к расширению на территории комплекса образовательных услуг, по 29% — бытовых и аптечных.

Ранее Spot писал, что в Пакистане планируется создать зоны по образцу международного торгового центра «Термез».