29 ноября в Ташкенте состоялся World Usability Day 2025 — международное событие, посвященное качеству пользовательского опыта и влиянию современных технологий на взаимодействие человека с цифровыми продуктами. Тема года — «Новые технологии и человеческий опыт», в рамках которой обсуждалось, как ИИ и цифровые решения формируют удобство, безопасность и эффективность в повседневной жизни пользователей.

Отдельным направлением программы стала инклюзивность. Эксперты подчеркнули, что доступность цифровых сервисов должна восприниматься как обязательный стандарт, а не как дополнительная опция. Право на равный доступ к информации и цифровым инструментам — базовое право каждого человека, и его соблюдение влияет на качество и справедливость цифровой среды.

Инклюзивный дизайн, по мнению специалистов, должен быть встроен в процессы разработки с самого начала. Такой подход обеспечивает равные условия для разных категорий пользователей — людей с ограничениями зрения, слуха, моторики, когнитивными особенностями, пожилых людей и пользователей в нестандартных условиях.
«Цифровая доступность — это не предлагать один единственный способ выполнения сценария, а предложить несколько. Подобный подход позволяет охватить как можно больше пользователей, так как способы взаимодействия с интерфейсом у разных людей могут быть разными. Интерфейс легко можно сделать доступным, если подумать об этом на этапе проектирования, к тому же, это намного дешевле. И, самое главное, помнить, что инклюзивность — это не налог, а инвестиция. Делая свой продукт доступным, компания охватывает на 15−20% больше пользователей и улучшает свою репутацию», — отметил Абдулазиз Салимов, эксперт по инклюзивности.

О теме доступности высказались Кара Яр Хан — руководитель The Purple Practice и бывший старший советник по правам людей с инвалидностью в США и Виктор Кализе — директор Центра передового опыта по вопросам доступности компании Walmart.

Ведущим выступил Юрий Солодовников — директор департамента продуктовых исследований Click, а главным гостем стал Дмитрий Сатин — CEO UsabilityLab.
Также спикерами стали:
- Элизабет Розенцвейг — основатель WUD (онлайн);
- Сухроб Абдусатаров — исследователь по направлению B2C, Click;
- Михаил Терентьев — основатель Mailfit;
- Мадина Омонуллаева — продуктовый исследователь, Click;
- Алексей Иванов — основатель и руководитель Customer Experience Laboratory;
- Улугбек Маматханов — эксперт по инклюзивности.
Особый гость — Феруза Рамухамедова, блогер и специалист по инклюзивным коммуникациям в ООН.

Организатором выступила компания Click, которая в рамках World Usability Day подняла тему цифровой доступности и обозначила ее важность для рынка.
В программе мероприятия приняли участие международные и локальные эксперты, представившие исследования и практические подходы в сфере UX, цифровой доступности и применения ИИ в человекоцентричном дизайне.

Завершением стала панельная сессия «Как ИИ и новые технологии меняют подходы к цифровой доступности», где обсуждались конкретные методы и решения, помогающие сделать сервисы удобнее и доступнее.

Click выражает особую благодарность School 21 за предоставленную возможность провести WUD 2025 в их пространстве и IT Community of Uzbekistan за помощь в организации.

World Usability Day 2025 в Узбекистане подчеркнул важность перехода от обсуждения инклюзивности — к ее последовательной нормализации в цифровой среде.
На правах рекламы.
