Узбекистан привлек консультантов и ведет переговоры с США по активам подсанкционного «ЛУКОЙЛа» в стране. Об этом 11 декабря заявил министр энергетики Журабек Мирзамахмудов во время выступления в Законодательной палате Олий Мажлиса.
Депутат фракции «Миллий тикланиш» Тилаволдиев Нодирбек спросил министра о том, как недавние санкции США в отношении «ЛУКОЙЛа» повлияют на проекты российской компании в Узбекистане и топливно-энергетическую сферу страны. Глава Минэнерго назвал вопрос «очень актуальным», отметив, что ведомство ведет работу в этом направлении.
По его словам, Россия является самым крупным инвестором и партнером в энергетике, а «ЛУКОЙЛ» на протяжении 20 лет «эффективно» работает на территории республики. Мирзамахмудов отметил, что российская компания внедряет современные технологии и расширяет сеть автозаправочных станций.
«Все государства действуют исходя из своих национальных интересов. При полном соблюдении международных норм и санкционных режимов мы работаем совместно с Управлением по контролю за иностранными активами при Министерстве финансов США (OFAC)», — заявил министр.
Чиновник сообщил, что сегодня утром OFAC направил письмо в Минэнерго Узбекистана о продлении лицензии на продажу зарубежных активов «ЛУКОЙЛа» до 17 января 2026 года.
Минэнерго «при строгом соблюдении» санкций привлекло международных консультантов, проводит консультации и работает вместе с «ЛУКОЙЛом». Мирзамахмудов выразил надежду на то, что будет найдено решение, отвечающее национальным интересам и соблюдающее международное право.
«Президент дважды совершил поездку в США и провел встречи с американским президентом. В результате создана среда, благодаря которой налажено прямое общение. Конечно, мы будем работать над поиском решения. Все [подробности] нельзя рассказывать, но диалог ведется с международными юристами, администрацией США и нашим правительством», — резюмировал он.
В октябре Минфин США ввел блокирующие санкции против «ЛУКОЙЛа», «Роснефти» и их дочерних структур. При этом американское правительство давало срок до 21 ноября на завершение финансовых операций с обеими компаниями, а также разрешило на это время закупать товары и услуги на зарубежных объектах «ЛУКОЙЛа».
Недавно США разрешили проводить платежи зарубежным заправкам «ЛУКОЙЛа» до апреля 2026 года. Российская компания владеет около 2000 АЗС за рубежом, в том числе и в Узбекистане.
В Узбекистане у компании есть три заправочных станции — одна в Ташкенте и две в Ташкентской области. Компания планировала расширить свою сеть заправок до девяти по модели франшизы.
Проекты под вопросом
В Узбекистане инвестиции «ЛУКОЙЛа» превышают $10 млрд. Компания занимается добычей газа на 13 месторождениях совместно с «Узбекнефтегазом», а объем запасов в ее ведении на начало 2021 года оценивается в 413,1 млрд кубометров или 22% от общих резервов.
«ЛУКОЙЛ» заключил с правительством Узбекистана соглашения о разделе продукции по проектам «Кандым-Хаузак-Шады» в Бухарской области и «Юго-Западный Гиссар» в Кашкадарье. Соглашения действуют до 2046 и 2043 года соответственно. Также компания за $3,5 млрд построила Кандымский газоперерабатывающий комплекс, рассчитанный на переработку 8,1 млрд кубометров газа в год.
Председатель правления «Узбекнефтегаза» Баходир Сидиков в интервью «Газета.uz» сообщал, что госкомпания готовила встречу с представителями «ЛУКОЙЛа» для обсуждения эффектов санкций. При этом он отметил, что вопрос о выкупе российских активов со стороны Узбекистана пока не будет стоять.
«Я считаю, что это нереально за такой срок выкупить какой-то объект, для любой другой страны тоже. До 21 ноября договориться о цене… Например, я бы в такой ситуации не продавал бы», — заявил Сидиков.
Топ-менеджер признал, что санкции неизбежно скажутся на работе «ЛУКОЙЛа» в Узбекистане и на реализации совместных проектов, поскольку с компанией будут невозможно проводить финансовые операции. Он обещал обсудить все варианты на встрече.
Ранее Spot писал, что в газовой системе Узбекистана образовался суточный дефицит 6 млн куб. м из-за аварии.
