Центральный банк Узбекистана направил коммерческим учреждениям новое предписание по поводу навязывания услуг и комиссий за погашение долгов по кредитным картам.

В регуляторе обратили внимание на практику банков получать от пользователя обязательное согласие с «генеральной офертой» банка для получения любой услуги в банковском приложении. Документ состоит из нескольких десятков страниц и касается не только нужного пользователю сервиса, но и всех услуг в приложении.

Даже если клиенту нужна только одна услуга, принятие «генеральной оферты» означает его согласие с условиями других услуг, которые ему не нужны.

Обычно потребители не изучают подробно условия договоров оферты в приложениях или дают согласие, не понимая до конца значение документа. Некоторые банки пользуются этим, чтобы получить согласие на дополнительные услуги в рамках общей оферты.

Подобные действия приводят к возникновению споров между банками и потребителями, отметил ЦБ. Клиенты жалуются, что «не спрашивали о дополнительных услугах при принятии оферты», но банки заявляют об их «согласии на такие-то условия».

Включение услуг в оферту без желания пользователя нарушает ряд актов законодательства, напомнил регулятор:

  • статья 9 Гражданского кодекса требует от участников гражданско-правовых отношений действовать на основе честности, прозрачности и справедливости;
  • по закону «О конкуренции» принуждение субъектом с превосходящей переговорной позицией к принятию условий, не относящихся к предмету договора, считается злоупотреблением;
  • закон «О банках и банковской деятельности» запрещает при получении банковских услуг требовать приобретения других товаров или услуг от банка либо от третьих лиц.

Также ЦБ затронул практику «отдельных банков» с немедленной блокировкой кредитных карт при появлении просроченной задолженности и взиманием комиссии за перевод денег для погашения долга. Это затрудняет выполнение потребителем своих обязательств, отметил регулятор.

Статья 787 Гражданского кодекса не допускает ограничения права клиента распоряжаться деньгами на своем счету, за исключением предусмотренных законом случаев.

ЦБ призвал банки не допускать включения в договоры оферты о предоставлении продуктов и услуг условий по предложениям, касательно которых потребитель не выражал желания. Кроме того, регулятор подчеркнул необходимость «справедливого и честного» подхода к комиссиям.

Ранее Spot писал, что в Узбекистане создадут платформу для учета согласий на обработку персональных данных.