«Узбекистон темир йуллари» — государственная компания, работающая в форме акционерного общества — впервые за четыре года опубликовала финансовую отчетность. На Едином портале корпортивной инфомации доступы отчеты за первый, второй и третий кварталы 2025 года. До этого последняя доступная отчетность публиковалась за 3 квартал 2021 года.

По итогам 9 месяцев чистая выручка УТЙ превысила 11 трлн сумов (рост на 2,58%), а валовая прибыль — 2 трлн сумов (+19,55%). При этом себестоимость услуг осталась на прошлогоднем уровне — чуть больше 8,9 трлн сумов.

Чистая прибыль за третий квартал составила 1,33 трлн сумов против убытка в 328 млрд сумов годом ранее. В первом квартале госкомпания показала чистую прибыль в 227,5 млрд сумов, а по итогам первого полугодия — 658,6 млрд сумов.

В инвестиционной компании Kap Depo отметили, что улучшение финансовых результатов УТЙ связано с укреплением национальной валюты, а не ростом операционной эффективности. В частности, доходы от валютных курсовых разниц выросли более чем втрое — с 569,5 млрд до 1,82 трлн сумов. При этом убыток по ним снизился с 1,45 до 1,11 трлн сумов.

Кроме того, расходы госкомпании выросли на 9,6% — до 1,57 трлн сумов: расходы по реализации — 28,78 млрд сумов, административные — 490,4 млрд сумов, а также прочие операционные — 1,05 трлн сумов.

Реформирование УТЙ

В ноябре Шавкату Мирзиёеву представили информацию о работе, проводимой в железнодорожной отрасли, и планах на ближайшие годы. За январь-сентябрь этого года чистая прибыль «Узбекистон темир йуллари» составила 857,4 млрд сумов.

По итогам этого года чистая прибыль УТЙ прогнозируется на уровне 1,19 трлн сумов — рост в 25 раз по сравнению с прошлым годом (46,6 млрд сумов). Например, в 2023 году убыток составил 2,28 трлн сумов.

Министр транспорта Илхом Махкамов заявил о планах продолжить трансформацию «Узбекистон темир йуллари» и снизить себестоимость услуг. Несмотря на ожидаемую «очень большую чистую прибыль» по итогам года, чиновник назвал это недостаточным.

Президент поручил снизить себестоимость услуг госкомпании как минимум на 20% и понизить тарифы исходя из видов услуг, сообщил он.

Внедрение контроля на основе искусственного интеллекта на всех этапах — от учета перевозок до управления транспортными потоками, анализ затрат и выявление возможных потерь позволит снизить себестоимость на 20%.

Ранее Spot писал, что TBC Uzbekistan за девять месяцев увеличил операционный доход на 87% — до $200 млн.