Короткометражный фильм Haqqim bor («У меня есть право») получил бронзовую награду в категории Online and Viral Film на международном фестивале креативных коммуникаций Epica Awards. Фестиваль, который проводится с 1987 года, считается одной из самых авторитетных премий в сфере креатива, рекламы, брендинга и коммуникаций и отличается тем, что работы оценивает не жюри из креативных директоров, а журналисты.

Проект Haqqim bor был представлен Национальным агентством социальной защиты в мае этого года. Премьера ленты состоялась 27 мая в столичном кинотеатре Cinematica. Картину представила первый заместитель агентства соцзащиты Шахноза Мирзиёева, выступившая инициатором ее создания. Помимо съемок и закрытого показа документального фильма была проведена выставка рисунков детей, переживших насилие.

«Haqqim bor — один из самых важных и непростых проектов в моей работе. С самого начала было понятно, что об этой теме нельзя говорить формально или „по правилам“. Международные награды важны, но главное, что этот фильм даёт повод говорить вслух о правах детей и о нашей ответственности как взрослых. Ради этого всё и делалось», — рассказала в интервью Spot креативный директор картины Замира Рахманова.

Над проектом также работали агентство «Синтез», продакшн-студия Khabi Media, режиссером выступил Ладо Кватания — российский сценарист, продюсер, режиссер.

Фильм также был отобран редакцией видеохостинга Vimeo и вошел в ежегодную подборку Vimeo Staff Pick: Best of the Year. В рамках партнерства Vimeo и Европейской киноакадемии фильм был представлен в экосистеме European Film Awards, посвященной поддержке европейского короткометражного кино.

Staff Pick не является конкурсом с подачей заявок: работы отбираются редакторами Vimeo из тысячи опубликованных на платформе видео. Получение этой отметки повышает видимость проекта, привлекает профессиональное сообщество и часто становится важным признанием для режиссеров, операторов, аниматоров и студий.

Кейс Haqqim Bor

Проект Haqqim bor был инициирован Агентством социальной защиты, поднимающий одну из самых сложных и болезненных тем для общества — насилие на детьми.

Одним из ключевых инструментов проекта стал фильм, основанный на реальных историях детей. Создатели фильма сознательно отказались от художественного приукрашивания, стремясь говорить о проблеме честно и прямо. Режиссер Ладо Катания получил полную творческую свободу и самостоятельно разработал концепцию фильма — как человек, способный точно и ответственно работать с социально чувствительными темами.

Команда «Синтез» совместно с Замирой Рахмановой помогала искать реальные кейсы для проекта. Этот этап оказался одним из самых сложных: команда читала, слушала и смотрела истории детей, «от которых порой становилось физически тяжело». Именно эти реальные истории показали, что проект нельзя было делать иначе, подчеркивает креативный директор проекта Синтез Фаррух Шариф.

«В обществе все еще доминирует восприятие ребенка как собственности родителей, а не как личности со своими правами. В разговорах с людьми, применявшими насилие, звучала одна и та же логика: „Мой ребенок — хочу бью, хочу делаю с ним что угодно“. У ребенка „нет права голоса“ — считается, что ему рано быть услышанным. В итоге миллионы детей растут там, где их не воспринимают как самостоятельных: ими управляют как объектами воспитания. Так у них отнимают самое базовое — право. Право быть счастливыми», — говорит Шариф.

Режиссер Ладо Кватания рассказал, что сознательно искал ход, при котором самое сложное и шокирующее сообщение появляется в конце фильма. Чтобы зрители воспринимали фильм не как социальный контент, который «поучает», а как жанровое кино, которое увлекает. Поэтому намерено избегал мрачной палитры и привычных клише социального кино.

По словам Ладо, ключевой задачей стало создание образа, который был бы понятен и взрослым, и детям, включая тех, кто находится в зоне риска. Дети тоже должны были понять: если что-то происходит, есть место и люди, к которым можно обратиться за помощью. Фильм стал мостом между теми, кто должен осознать масштаб проблемы, и теми, кто уже живет внутри нее.

«Так возник образ домов-улиток — метафора травмы. Улитка движется вместе со своим домом и не может его снять: это рюкзак боли, дом, где произошло насилие. Память места становится частью тела — ты носишь это с собой постоянно и не можешь отказаться. В какой-то момент стало ясно: это точный и честный образ», — рассказывает режиссер фильма.


По словам Фарруха Шахрифа, агентство «Синтез» давно планировало поработать с режиссером международного уровня. С Ладо они обсуждали разные проекты — клипы, рекламу. Но быстро стало ясно, что здесь нужна другая тема и другой разговор.

«Мы осознанно доверили художественный язык Ладо Кватании и его творческой команде, которая смогла передать сложную тему с большим уважением к тем, кто столкнулся с насилием. В этом фильме нет эксплуатации боли или давления на зрителя. Есть бережность и честный разговор. Такое отношение к теме и к людям, о которых ты рассказываешь, особенно важно в социальном кино», — комментирует креативный директор Замира Рахманова.


Ранее Spot писал что резиденты креативных парков будут получать налоговые льготы.