Налоговый комитет прокомментировал сообщения о возвращении «светофорной» системы для оценки налогового разрыва при возврате НДС (Tax Gap).
Публикации на эту тему появились в соцсетях и СМИ после интервью экономиста Юлия Юсупова основателю школы Tehnikum Дмитрию Середину. Причиной отказа в возврате экспортерам налога на добавленную стоимость назывался якобы возвращенный «светофор».
Коэффициент налогового разрыва сейчас «вообще не используется» при возврате НДС, подчеркнули в Налоговом комитете. Ведомство назвало безосновательными заявления экспортеров о возложении на них ответственности за налоговую дисциплину других участников цепочки НДС.
Используемая с начала 2026 года автоматическая оценка степени риска электронных счетов-фактур не имеет прямой связи с механизмом возврата НДС. Кроме того, новая система применяется только для анализа расчетов между двумя контрагентами, а не во всей цепочке.
Также в комитете отметили рост в 2025 году суммы НДС, возвращенного предприятиям-экспортерам, на 27% — до 6,9 трлн сумов. Возврат налога в текстильной отрасли составил 2,2 трлн сумов — на 16% больше предыдущего года.
«Вышеуказанные цифры показывают не ограничения системы возврата НДС для экспортеров, а обеспечение законности, прозрачности и устойчивости», — заявили в налоговом ведомстве.
Запуск автоматического риск-анализа для ЭСФ в тестовом режиме состоялся 22 декабря 2025 года. Счета-фактуры оцениваются в режиме реального времени и помечаются индикатором в личном кабинете отправителя и получателя: красным — при высоком риске, зеленым — при низком.
В случае высокого риска налог на добавленную стоимость по ЭСФ не будет приниматься к зачету. Ограничение будет снято при полной уплате НДС в бюджет со стороны продавца или покупателя.
О чем говорил Юсупов
В выпуске подкаста SEREDIN, вышедшем на предыдущей неделе, Юлий Юсупов затронул проблемы с администрированием налога на добавленную стоимость и их влияние на бизнес. Он отметил, что политика государства в этом направлении движется «волнами».
Три года назад действовала «светофорная» система оценки налогового разрыва, а в случае присвоения компании высокой категории риска налоговые органы могли приостановить ее свидетельство плательщика НДС. После того, как в 2024 году Шавкат Мирзиёев потребовал от Налогового комитета прекратить «мучать бизнес», государство отказалось от этого.
«Сейчас это восстанавливается, то есть это что-то такое циклическое. Восстанавливается, надеюсь, не в тех кошмарных формах, но тоже периодически [возникает]», — заявил Юсупов.
Экономист считает первопричиной высокой налоговой нагрузки сохраняющуюся большую долю государства в экономике и высокие бюджетные расходы. Одним из способов их финансирования стали займы, из-за чего в последние годы внешний долг Узбекистана резко вырос.
Другой инструмент для наполнения бюджета заключается в использовании бизнеса как «дойной коровы». В первую очередь от высокой налоговой нагрузки страдают законопослушные компании, в то время как теневой бизнес работает без НДС и не требует возвратов.
«Зеленые» и «красные» ЭСФ
Внедрение новой системы предусмотрено указом президента от 4 сентября 2025 года. Согласно документу, все ЭСФ будут еще на этапе создания проходить анализ с присвоением «красной» или «зеленой» отметки в зависимости от уровня риска.
Статус поставщика будет отображен покупателю, что позволит заранее оценить возможные налоговые последствия сделки при выборе контрагента. Как отметили в Налоговом комитете, новый подход направлен на борьбу с теневыми операциями, фирмами-«однодневками», фиктивными сделками и подделкой документов для зачета НДС.
Оценка уровня риска проводится на основе 48 критериев, список которых Налоговый комитет не раскрывает во избежание случаев обхода. Замглавы департамента администрирования НДС Хикматилла Кодиров выделил три основных критерия:
- история уплаты налогов;
- исполнение налоговых обязательств учредителями;
- наличие источника дохода по реализованной продукции.
Для выхода ЭСФ из «красного» статуса продавец или покупатель должны полностью оплатить сумму НДС. После этого счет-фактура становится «зеленой».
Шерзод Кудбиев, тогда возглавлявший Налоговый комитет, объяснил порядок работы автоматического риск-анализа и рассказал о выборочном анализе 10% ЭСФ в месяц на первом этапе. Проект, направленный на борьбу с неучтенным оборотом, обсуждался с общественным советом при комитете и Международным валютным фондом.
Ранее Spot писал, что суд отменил требование налоговой к UzPost на $2,6 млн.
