В середине января Государственный комитет по развитию туризма и Международный ташкентский аэропорт имени Ислама Каримова договорились о том, чтобы привести в порядок нишу трансферов. Тогда об этом сообщил председатель Госкомтуризма Азиз Абдухакимов, отметив, что многие таксисты, которые дежурят у аэропорта, ведут себя «несколько грубо», и в ближайшее время там будет наведен порядок.

Прошел месяц, а ситуация не изменилась. Как сообщили Spot в НАК, территория, на которой находятся нелегальные таксисты — это территория Сергелийского хокимията, а территория аэропорта заканчивается за забором:

«С нашей стороны было несколько раз обращение и в хокимият, и в милицию, так как поступали жалобы и от пассажиров, и от встречающих», — Музаффар Суяров, руководитель службы организации международных перевозок.

Председатель Госкомтуризма отмечал, что отсутствие такси-сервиса в аэропорту негативно сказывается на туриндустрии, и ведомство совместно с другими органами приступит к исправлению ситуации. Сообщалось, в аэропортах будут установлены инфокиоски, в том числе для продажи сим-карт, будет улучшен и сервис Wi-Fi, чтобы туристы по прилету смогли сразу же подключиться к интернету.

Как подтвердил Музаффар Суяров, инфокиоски уже заказаны:

«С их помощью пассажиры смогут вызывать такси, заказывать услугу rent-car и другие. Чтобы организовать продажу сим-карт, нужно наладить работу с сотовыми операторами. Мы дадим им информацию, что предоставляем место для предоставления услуг. То же касается служб такси — будем работать с теми, кто к нам обратится».

В отделе туризма НАК сообщили, что работа со службами такси не начинается, поскольку нет возможности оплатить поездку картами Visa или MasterСard.

Spot спросил компании в сфере такси, какие решения предлагают они.

Акмаль Пайзиев

Основатель и руководитель MyTaxi.uz

У нас есть готовое качественное решение, которое можно внедрить за один день. Система основана на технологии MyTaxi. Мы предлагаем аэропортам и вокзалам установить киоски. От аэропорта для внедрения системы ничего не требуется, только предоставить нам возможность установки и обслуживания киосков, а также доступ к первой линии аэропорта чтобы наши машины могли заезжать и забирать пассажиров. Мы несколько раз делали официальные обращения, писали письма, но ответа не получили. К сожалению, аэропорт не хочет нас слышать.

Оборудование у нас уже есть, всё работает. Это может быть планшет с 10- или 20-дюймовым экраном, на котором можно вызвать такси нажатием одной кнопки. Это удобно в первую очередь для иностранцев, но и многие наши соотечественники, которые пользуются MyTaxi, не могут заказать машину, когда возвращаются из-за рубежа, потому что у них нет сим-карты или сел аккумулятор, у меня тоже были такие ситуации. Наши киоски дают возможность сделать это легко, прозрачно и безопасно.

Ближайшая машина получает заказ и информацию о клиенте: имя и контактный номер. У всех водителей есть лицензии. Услуга будет считаться по такосметрам, по установленным тарифам. Такие системы работают в других странах, я сам пользовался ими в России, Таиланде, Индонезии.

Что касается оплаты картами Visa: проблема только в отсутствии эквайринга у наших банков. Технически эквайринг есть у двух банков: у Национального банка и «Ипак йули банка», но они не подключают магазины, у них есть программное обеспечение, техническая основа, но присутствует проблема с контролем поступления денег. Когда узбекские компании смогут открывать счета в зарубежных банках, где есть эквайринг, тогда мы сможем принимать карты у иностранцев, технически сделать это очень легко.

С пассажиропотоком система легко справится: у нас упорядоченный таксопарк, один из крупнейших по стране, мы обрабатываем около 7000 заказов в день. У нас более 1000 машин, если будет потребность, будем увеличивать количество, вводить автомобили бизнес-класса, семи- и восьмиместные автомобили. Если у клиента много багажа, предоставим машину без газового баллона, то есть со свободным багажным отделением.

Рустам Шамурадов

Основатель и руководитель Taxi.uz

Сегодня у нас в аэропорту нет системы по обслуживанию пассажиров. Выходя из аэропорта, клиент сталкивается с многочисленной толпой водителей, которые предлагают свои услуги.

Клиент не знает, есть ли у водителя лицензия, в каком состоянии находится его автомобиль, порядочен ли водитель. Для лицензированных такси выделена отдельная стоянка, однако попасть на нее могут лишь избранные. Остальные же легальные таксисты вынуждены вставать на общую стоянку, где их запугивают нелегальные таксисты, угрожая проколоть шины или разбить стекла. Избежать всех этих неудобств можно, только если вы заранее заказали трансфер в гостинице.

За рубежом на выходе из аэропорта вас ожидает десяток лицензированных такси, причем сесть можно только в ту машину, которая стоит первой в очереди. Тем самым соблюдается порядок.

Чтобы решить проблему, в первую очередь необходимо пресечь деятельность нелегальных таксистов на стоянке в аэропорту. Во-вторых, предоставить доступ всем лицензированным такси на специализированную стоянку. Ввести очередь, при которой приехавшая раньше машина забирает первого клиента.

Taxi.uz может оказать содействие в решении данной проблемы, если установить в здании аэропорта стенд, где клиент сможет получить всю необходимую информацию о тарифах, доступных марках машин, заказать такси у оператора или скачать приложение. В приложении уже сегодня доступны шесть языков, скоро появятся новые функции: выбор тарифа и расчет стоимости. Стоит отметить, что программное обеспечение для водителей имеет сертификат агентства «Узстандарт» как таксометр, что позволяет точно высчитывать пройденное расстояние.

Кроме того, необходимо предусмотреть круглосуточный обменный пункт и продажу сим-карт. Думаю, на это уйдет максимум месяц.

Мустафо М-Дост

Основатель и руководитель сервиса Go Taxi

Такие же проблемы есть и в других странах. Решение этой проблемы должно быть на административном уровне. Но даже административные методы не всегда работают — людей не так легко приучить к культуре и взаимному уважению. Мне кажется, здесь решение должно быть как на уровне контроля, так и на уровне воспитания.

Если нам разрешат давать рекламу такси в аэропорту, то у нас есть очень пригодный для этого инструмент — людям не надо скачивать приложение, они могут сделать заказ через Telegram. Мы уже видели такое на практике. Иностранцам, приехав в Ташкент, удобнее всего пользоваться нашим ботом для заказа такси, уже в аэропорту.

В мировой практике система транзитов из аэропорта организована следующим образом: есть отдельные места для такси, шаттл-басов, железнодорожных линий и сабвеев, а также для частных машин. Причем раздельность этих блоков — очень важный фактор для соблюдения порядка.

При выходе из аэропорта можно купить билеты в электронных киосках на шаттл-басы или сабвеи. Также эти билеты можно приобрести онлайн (для скрупулезных планировщиков своих путешествий). Такси, как правило, оплачивают постфактум в силу того, что это более персонализированный сервис, и стоимость поездок будет варьироваться.

Ранее Spot писал о том, что нужно изменить в законодательстве, чтобы упростить легализацию такси и вывести сектор из тени.