Кабинет Министров 30 марта принял постановление о совершенствовании антимонопольного регулирования на товарных рынках.
Документом утверждено Положение о порядке определения монопольно высоких и низких цен на товары, в котором описывается, что такое монопольно высокая или монопольно низкая цена, кто и как ее определяет. Spot приводит основные тезисы документа.
Монопольно высокая цена — цена товаров лидера рынка, которая превышает сумму необходимых для производства и продажи товара расходов; направлена на компенсацию необоснованных затрат или получение дополнительной прибыли за счет снижения качества.
Монопольно низкая цена — цена товаров лидера рынка, которая ниже себестоимости и приносит убытки от продажи товара, приводя, тем самым, к ограничению конкуренции.
Определением, является ли цена монопольно низкой или высокой, занимается антимонопольный орган (Госкомконкуренции). Компании, включенные в реестр лидеров рынка, каждый квартал сдают информацию о своих ценах.
Госкомконкуренции, помимо этого, сам отслеживает динамику цен посредством публикаций в СМИ, данных статистики, проверок и так далее.
Компании и граждане могут обратиться в комитет с заявлением о том, что та или иная компания злоупотребляет своим положением на рынке. В этом случае комитет начинает собирать информацию и проверять, действительно ли это так.
Комитет в течение одного месяца со дня получения информации ищет признаки установления монопольно высоких и низких цен. За ложные сведения или несвоевременное представление данных, компания несет ответственность.
Признаки монопольно высокой цены:
- цена компании значительно превышает цену на такой же или взаимозаменяемый товар других компаний.
- цена повышена на 10% и более по причинам, не поддающимся объяснению экономическими или технологическими факторами.
- цена необосновано повышена на 10% по сравнению с соответствующими темпами роста цен на сопоставимом рынке.
- цены сохранены высокими, тогда как качество снижено.
- И другие признаки.
Признаки монопольно низкой цены:
- цена не покрывает расходы и направлена не на получение прибыли, а на вытеснение с рынка конкурентов (демпинг).
Комитет, при определении, действительно ли цена нарушает конкуренцию, изучает и учитывает ряд факторов: все виды расходов (на производство, оплата труда, сырье и так далее), статистические данные предыдущих лет, условия обращения товара, спрос и предложение на рынке, возможности других компаний на рынке, направленные инвестиции, сезонность и многое другое.
Если установленная цена не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставим рынке, то она не считается монопольно низкой. Сюда же относится и та цена, которая не привлекла к ограничению конкуренции просто потому, что стало меньше компаний, не входящих с продавцами или покупателями в одну группу на рынке.
В том случае, если комитет, проанализировав весь массив данных, пришел к выводу, что установленная цена монопольно высокая или низкая, то он возбуждает дело в отношении компании, по итогам рассмотрения которого принимается решение, есть ли нарушение или нет.
При выявлении нарушении с компании-нарушителя может взыскиваться ущерб (упущенная выгода других компаний) в судебном порядке.
Ранее Spot писал, что правительство будет регулировать цены на 21 товар и услугу.