Судебные органы Ирана 30 апреля приняли решение о запрете использования Telegram на территории страны:
«Принимая во внимание различные жалобы на применение Telegram гражданами Ирана и исходя из требований организаций безопасности, направленных на противодействие незаконной деятельности Telegram, судебная система запретила его использование в Иране», — гласит решение.
Это не первый случай, когда власти Ирана пытаются ограничить использование Telegram.
Первый раз мессенджер заблокировали еще в 2015 году, когда руководители компании отказались ограничить доступ к контенту, который власти страны посчитали «аморальным».
Через неделю блокировку сняли, но власти по-прежнему требовали, чтобы компания перенесла сервера на территорию страны, на что получили еще один отказ.
Ответ Павла Дурова на вопрос о переносе серверов в Иран. Источник: Twitter
Тогда в Иране решили бороться с мессенджером по-другому и потребовали, чтобы владельцы каналов с аудиторией более 5 тысяч подписчиков проходили регистрацию и получали специальное разрешение.
В конце 2017 года Telegram снова заблокировали в стране — на этот раз причиной стало то, что мессенджер использовали для координации участники протестов, развернувшихся на тот момент в стране.
Местные власти называли принятые меры «временными ограничениями», связанными с угрозой общественной безопасности. Основатель мессенджера Павел Дуров вслед за этим сообщил, что блокировка Telegram была связана с тем, что его администрация отказалась по требованию Тегерана закрыть каналы, публиковавшие информацию об оппозиции и протестах.
Узбекистан и Иран — одни из немногих стран мира, где Telegram использует практически всё население.
Точно так же, как и в Узбекистане, практически все ведомства Ирана имели собственные каналы, боты, и мессенджер выступал основным каналом информации. Так же, как и в Узбекистане, собственные каналы имели главы государства, но в апреле стало известно, что Telegram перестали использовать официальные лица и учреждения.
Чуть позже выяснилось, что из Telegram ушел верховный лидер Ирана, аятолла Али Хаменеи. В последнем сообщении в Telegram-канале Хаменеи говорилось, что это решение было принято «с целью защиты национальных интересов и прекращения монополии мессенджера Telegram».
Канал аятоллы Али Хаменеи. Фото: Iran Focus
О закрытии каналов в Telegram заявили также МИД Ирана и другие официальные ведомства.
На Telegram в 2016 году приходилось до 40% интернет-трафика в Иране. Этот мессенджер обладает большой популярностью в стране. По некоторым оценкам, его используют более половины населения страны (порядка 50 млн человек).
Ранее мессенджер заблокировали в России. Несмотря на то, что часть пользователей сообщает о том, что приложение работает точно так же, как и до блокировки, количество скачиваний резко упало:
Динамика загрузок Telegram в России пользователями iOS. Источник: App Annie
Telegram не раскрывает точные данные по количеству пользователей в разрезе стран, но Узбекистан уже давно является страной, где мессенджер уверенно держится в топе магазинов, лишь изредка уступая первое место тем или иным приложениям (в те недели, когда случаются сбои в работе):
Место Telegram в рейтингах разных стран. Источник: App Annie
В конце декабря 2017 года предположения о том, что Узбекистан и Иран являются основными рынками Telegram косвенно подтвердил Антон Розенберг, бывший заместитель технического директора и, в течение нескольких месяцев, технический директор «ВКонтакте» (человек, который первым сообщил о том, что Telegram выходит на ICO, что потом подтвердилось).
Теперь, после того как в Иране запретили использование мессенджера, и из него ушли все официальные лица, Узбекистан, судя по всему, останется единственным основным рынком Telegram с наивысшим процентом проникновения среди населения.