Для работы цифровых банков необходима возможность удаленной идентификации клиентов-физических лиц. В Центральном банке на официальный запрос Spot сообщили, что на этом пути ведутся работы в двух направлениях:

Первое — это организация электронного взаимодействия банков через шлюз ЦБ с информационной системой «Электронное правительство» (Центральной базой физических лиц):

Уже подписано соглашение с Мининфокомом о взаимодействии в рамках интеграции информационных систем ЦБ с межведомственной интеграционной платформой электронного правительства, утвержден план мер по организации взаимодействия в целях автоматизации процессов идентификации физических лиц.

Помимо этого разрабатывается регламент идентификации физических лиц в банковском секторе.

Удаленная идентификация пользователей позволяет стать клиентом банка и решать все вопросы, связанные с банковским счетом, без физического посещения офиса — через мобильное приложение или сайт:

После идентификации информация о клиенте попадает в единую базу, которая и становится центральной инфраструктурой для хранения информации. Если клиент обратится за услугой в другой банк, ему не придется проходить очную идентификацию, этот банк просто обратится к базе.

Второе направление — разработка банками мобильных приложений и расширение их функциональности. Количество банков, у которых есть собственные приложения, стабильно растет и уже 13 из них предлагают онлайн-вклады, хотя еще в январе такая услуга была лишь в одном банке:

Сейчас большинство клиентов уже могут не только управлять своими счетами в национальной валюте, но и осуществлять куплю-продажу иностранной валюты, перевод средств с международных карт на срочные вклады в национальной валюте, отмечают в ЦБ.

Сообщается, что также ведутся работы по развитию и стимулированию использования технологий бесконтактных платежей. В частности, для повсеместного внедрения NFC-технологии планируется дооснастить терминальную инфраструктуру парком терминалов, поддерживающих эту технологию:

«В случае с внедрением QR-кода как способа бесконтактной оплаты, необходимо стандартизировать QR-коды, используемые в республике для повсеместного использования единого QR-кода», — отмечается в сообщении.

Ответили в ведомстве и касательно планов по использованию блокчейна в банковском секторе Узбекистана.

В банке отметили, что блокчейн получил широкую популярность за счет возможности реализации в самых разных сферах, что в международной практике технология блокчейн начала успешно применяться при регистрации и хранении базы данных различных учреждений, но не сообщили, есть ли у регулятора планы использовать его:

«Центральный банк отслеживает и изучает мировые тенденции и технологии в сфере финансов», — лишь говорится в сообщении.

Внес регулятор и ясность в вопрос, что из себя будут представлять автоматизированные пункты обмена валюты, которые появятся во многих местах до 1 ноября:

«Автоматизированный пункт обмена валюты — это оборудование или комплекс оборудования, дающий возможность снимать средства с международных платежных карт в наличной национальной или иностранной валюте, конвертировать наличную иностранную валюту в наличную национальную валюту и осуществлять другие розничные платежи», — говорится в ответе.

О возможности конвертировать в этих пунктах национальную валюту в иностранную пока не сообщается. В январе в Ташкенте был установлен первый банкомат, где можно обменять доллары на сумы, но не наоборот.

Ранее Spot писал, что позиция ЦБ по отношению к криптовалютам не изменилась с сентября 2017 года — регулятор убежден, что внедрение и проведение операций в виртуальной валюте нецелесообразно, так как это несет серьезные риски.