Ключевое негативное влияние на оценку рисков банковской системы оказывает слабый уровень экономического развития, выраженный в ВВП на душу населения, при относительно небольших размерах экономики; высокая и волатильная инфляция; а также невысокий уровень институционального развития рынков капитала и высокая концентрация банковской системы. Об этом говорится в отчете рейтингового агентства RAEX-Europe (есть у Spot).

Низкий уровень неработающих кредитов, напротив, положительно влияет на оценку. Кроме того, агентство позитивно оценивает уровень достаточности капитала и прибыльности банковской системы страны.

Низкий уровень экономического и институционального развития, а также высокая инфляция повышают системные риски

Узбекистан является второй по величине экономикой Центральной Азии, уступая Казахстану более чем в три раза, отставание от России — крупнейшей экономики СНГ — составляет более 30 раз.

Одновременно, Узбекистан остается одной из самых бедных стран среди стран-аналогов в регионе Центральной Азии и Кавказа, о чем свидетельствует низкий уровень ВВП на душу населения ($6 929 в 2017 году).

В то же время, рост реального ВВП на протяжении последних двух лет остается одним из самых высоких в регионе, и по оценке агентства, при успешном проведении заявленных экономических реформ и привлечении иностранных инвестиций, республика может демонстрировать устойчиво высокий рост на протяжении длительного периода.

После начала перехода к плавающему курсу национальной валюты и резкой девальвации сума, инфляция вновь перешла к двузначным значениям, составив 18,9% по итогам 2017 года, что стало самым высоким показателем в регионе.

«По итогам 2018 года мы ожидаем сохранения уровней инфляции в диапазоне 16−18%. Кроме того, с учетом предстоящего длительного процесса либерализации экономической активности и вероятных внешних шоков, а также высокого уровня долларизации экономики, инфляция будет оставаться волатильной, что будет негативно сказываться на оценке рисков банковской системы», — говорится в сообщении.

Несмотря на целый ряд успехов в улучшении качества деловой среды, институциональное окружение с точки зрения работы кредитных институтов, остается подавленным.

По таким показателям, как качество регулирования рынка ценных бумаг, эффективность бюджетных расходов и юридическая защита прав кредиторов и заемщиков, Узбекистан отстает от более развитых стран региона.

Концентрация банковской системы остается высокой с доминированием государственной собственности

Среди трех крупнейших экономик СНГ Узбекистан на конец 2017 года обладал наиболее концентрированной банковской системой.

На три крупнейших банка страны приходилось почти 60% активов, в то время как в России и Казахстане — 48% и 44% соответственно.

Однако в 2018 году наблюдается постепенная деконцентрация банковской системы, в то время как в России и Казахстане доля крупнейших банков продолжает расти и скорее всего по итогам года превысит показатели Узбекистана.

Государственная собственность доминирует в банковской системе. На долю банков, прямо или косвенно контролируемых государством, приходится более 80% активов и капитала, и почти 90% кредитов на конец 3 квартала 2018 года.

Из 10 крупнейших банков страны только три — «Хамкор банк», «УзКДБ банк» и «Капитал банк» — не принадлежат государству, а контролируются преимущественно международными инвесторами (в том числе институтами развития) и частными лицами.

«Такое доминирование государственной собственности оценивается негативно, так как существенно снижает уровень конкуренции, повышает риски системного кризиса и может способствовать возвращению практики директивного кредитования для поддержки отдельных отраслей и предприятий страны», — говорится в сообщении.

Уровень неработающих кредитов — крайне низкий, но с тенденцией к росту

В настоящий момент доля неработающих кредитов в общем объеме совокупных кредитов, выданных банками страны по данным Всемирного Банка, в Узбекистане находится на минимальном уровне среди стран региона.

По состоянию на конец 2017 года этот показатель составлял 0,4% по сравнению с 12,7% в Казахстане и 10% в России. Причем эта доля оставалась практически неизменной на протяжении последних 5 лет.

По мнению агентства, несмотря на то, что данные Всемирного Банка в целом позволяют проводить международные сравнения, для Узбекистана они сильно искажены как особенностям учета просроченной задолженности, так и многолетней практикой государственного директивного кредитования, которая позволяла существенно завышать качество активов.

«По нашему мнению, либерализация цен, вероятная приватизация части государственных активов и экономические реформы, могут привести к снижению рентабельности государственных предприятий, на которые приходится около 60% всех кредитов в экономике», — говорится в сообщении.

Это вероятно приведет к росту просроченной задолженности в банковской системе. Кроме того, росту показателя будет способствовать постепенная гармонизация национальных и международных стандартов финансовой отчетности в банковском секторе.

О начале роста просроченной задолженности может свидетельствовать динамика «недействующих ссуд» в национальном определении, объем которых на конец 3 квартала 2018 года вырос на 25% с начала года и в 1,5 раза по сравнению с 3 кварталом 2017 года в номинальном выражении.

В относительном выражении показатель достиг 1,3% от общего объема ссуд, что на 0,2 п.п. выше значений годом ранее.

Прибыльность банков и достаточность капитала остаются на приемлемом уровне

Банковская система Узбекистана оставалась прибыльной на протяжении последних 5 лет, демонстрируя положительный финансовый результат даже в период девальвации сума.

По итогам 2017 года она показывала максимальное значение возврата на активы (ROA) среди трех крупнейших экономик СНГ — 1,9% по сравнению с 1% в России и -0,9% в Казахстане.

С учетом динамики показателя за три квартала 2018 года, мы ожидаем что итоговое значение ROA на конец года сохранится в диапазоне 1,8−2%.

Отношение капитала банков к активам, которое используется агентством для международного сопоставления, в Узбекистане остается на повышенном по мировым меркам уровне, но в целом характерном для развивающихся рынков.

В то же время, данный показатель оставался ниже значений по России и Казахстану по итогам 2017 года: 10,1% против 10,5% и 11,8% соответственно.

С учетом динамики показателя регулятивной достаточности капитала на протяжении трех кварталов 2018 года, агентство ожидает незначительное снижение отношения капитала банков к активам по итогам года в пределах 1 п.п.

Вероятность поддержки банковской системы государством в будущем оценивается как высокая

По мнению агентства, ключевые риски банковской системы в среднесрочной перспективе связаны с возможным ухудшением качества активов на фоне постепенной либерализации экономики и переоценки уровня кредитоспособности местных заемщиков, а также с высокой концентрацией банковской системы.

В то же время, вероятность финансовой поддержки банковской системы государством в случае кризиса оценивается как крайне высокая с учетом объема накопленных золотовалютных резервов и эпизодов докапитализации банковской системы, имевших место ранее.

В долгосрочном плане оценка рисков банковской системы будет сдерживаться уровнем экономического развития страны.

«Несмотря на высокие темпы роста, Узбекистану предстоит пройти долгий путь к достижению показателей ВВП на душу населения, соответствующему странам-лидерам региона по этому показателю», — говорится в сообщении.

Краткая справка о методике оценки рисков банковской системы RAEX-Europe:

Оценка рисков банковской системы (BSR) отражает мнение агентства о состоянии макро-рисков банковского сектора в каждой стране. Оценка дается в диапазоне от 1 до 15, от очень высокого риска до очень низкого уровня риска банковского сектора соответственно. Оценка учитывает риск всей финансовой системы, риски правительства и риски, специфичные для банковской отрасли. Показатели в модели учитываются на временном интервале в 5 лет, что делает оценку более стабильной. Итоговый балл состоит из пяти групп количественных факторов, одного стрессового фактора в случае возникновения крупного кризиса в экономике и шести корректирующих факторов, которые учитывают конкретные события или ситуации в экономике или банковском секторе, которые не учитываются другими факторами.

Rating-Agentur Expert RA GmbH (RAEX-Europe) — независимое европейское рейтинговое агентство, аффилированное через стратегического акционера с международной группой рейтинговых агентств RAEX, имеющей более чем двадцатилетний опыт работы в рейтинговой отрасли. С 2015 года агентство аккредитовано Европейским регулятором по ценным бумагам и рынкам (ESMA) и имеет официальный статус института внешней оценки кредитоспособности (ECAI). Офис Агентства расположен во Франкфурте-на-Майне (Германия).