С 12 по 18 ноября в Ташкенте проходила Глобальная неделя предпринимательства, в которой приняли участие не только местные, но и зарубежные эксперты.

Неделя стала платформой для обмена мнениями, обсуждения насущных вопросов, проработки рекомендаций по формированию и развитию экосистемы предпринимательства в стране.

На сессии, посвященной современным финансовым продуктам для бизнеса, советник президента Беларуси Ярослав Романчук рассказал о цене, которую Узбекистан платит за не интеграцию в мировую экономику, альтернативных способах привлечения средств малым и средним бизнесом и простых решениях для развития рынка финансов.

Ярослав Романчук

Советник президента Республики Беларусь

Если бы сборная Узбекистана по футболу играла с Хорватией, счет был бы показателем не только подготовки 11 человек, которые выходят на поле, но и всей инфраструктуры развития футбола, отношения к спорту в стране. То же самое относится к финансам.

Пока в Узбекистане стоимость денег для бизнеса превышала 20% годовых, в мире последние 10 лет был уникальный период, когда в режиме отрицательных процентных ставок работало порядка шести триллионов разных инструментов.

Это значит, что в банке вам еще и доплачивают за то, что вы берете деньги.

Узбекистан не попал в категорию бенефициаров такой системы, когда можно получить заемные ресурсы под 3−5% годовых на выгодных условиях. Очевидно, причина этому не в том, что мир по-особому относится к вашей стране, а в решении местных политиков.

Финансовая система Узбекистана не интегрирована в мировую. Цена этой не интеграции выражается в спредах между стоимостью заемных ресурсов инструментов финансирования для вашего бизнеса с одной стороны и для иностранных партнеров с другой.

Узбекистан также в крайне небольшой степени интегрирован в систему глобального разделения труда, не занял нишу в глобальных цепочках генерации стоимости и ценности.

Соответственно, возможность получения ресурсов не в виде кредитов, а иностранных инвестиций, партнерских денег, капитала тоже серьезно ограничена. Это явно выбор не внешних сил, а внутренних элит.

Опять приведу аналогию с футболом: федерация футбола Узбекистана может проводить внутренний чемпионат мира со своими правилами и призами. Никто ей в этом не помешает. Но вопрос в том, как это повлияет на конкурентоспособность местных футболистов на мировом уровне.

Такой режим минимальной интеграции страны и бизнеса в международные финансовые организации и систему разделения труда больше всего отражается на малом и среднем бизнесе, потому что крупный бизнес способен получить ресурсы из госбанков, международных фондов.

Деньги, которые они получают, являются даже не кредитами, а формой преференциального финансирования в рамках стратегического национального развития.

Когда в мире активов на $600 трлн, а люди активно ищут проекты для финансирования, при этом имеется великое множество инструментов, неспособность привлечь деньги связана только с политикой правительства внутри страны.

Важен также имидж страны. С зарубежными партнерами можно говорить на одном языке, если в республике приняты стандарты международного корпоративного управления, международной финансовой отчетности.

Когда страна закрытая, включается механизм осторожности, хеджирования рисков через процентные ставки, условия финансирования, партнерство в тех или иных проектах.

Чтобы изменить ситуацию, нужно начинать не с маленьких аспектов, а повлиять на систему в целом. Это предполагает комплексный подход на уровне правительства, бизнеса и ученых, которые должны объяснить и первым, и вторым, почему интеграция Узбекистана в глобальную экономику критически важна для развития страны в целом.

Об альтернативных источниках финансирования бизнеса

Среди доступных источников финансирования, особенно для малого и среднего бизнеса, существуют также ресурсы домашних хозяйств. В каждой стране есть культура сбережения, чем она выше, тем больше ресурсов есть у людей на руках.

Если организовать шейринговые финансовые компании, либо изменить требования к банкам и финансовым организациям по уставному капиталу, то вовлечение большого количества денег от домашних хозяйств будет серьезным.

Есть еще одно инновационное решение, выходящие за рамки стандартных предложений ЕБРР, МФК, МВФ — мультивалютность. Если на уровне государства рассмотреть вопрос легализации параллельного хождения и выбора хозяйственными субъектами платежного средства, это может радикально снизить транзакционные издержки в получении ресурсов и при доступе к финансам.

Зимбабвийский доллар уничтожили, потому что он был самой ненадежной, нестабильной валютой. В стране ввели девять параллельных валют, бизнес и люди выбирали, какое платежное средство для их операций удобней использовать. Это привело к снижению инфляции и потрясающему уровню динамизма.

Еще одно решение дает опыт Новой Зеландии. В 1986 году некогда самая богатая страна мира стала банкротом из-за увлечения государственным стимулированием экономики, точками роста. Тогда страна начала полноценную широкомасштабную кампанию приватизации, и начала ее с банковской сферы.

Сейчас доля национального капитала в банковской системе — 0,1%. При этом банковская система Новой Зеландии для любого хозяйства дает деньги под 3% годовых и меньше. Вот пример того, как не нужно бояться простых решений.

Длинные деньги для бизнеса можно также получить, проведя пенсионную реформу, но не через государственный пенсионный фонд, а частные накопительные счета.

Если провести полноценную пенсионную реформу, в экономике появятся институты — пенсионные фонды, которые будут предоставлять бизнесу длинные, дешевые деньги.