После того, как в июне 2017 года Мамаризо Нурмуратов возглавил Центральный банк, в Узбекистан потекли деньги, пишет автор The Diplomat Питер Саймон, соучредитель ssuinsight.com, бакалавр Корнеллского университета и магистр Оксфорда.

По его словам, на фоне всех реформ фигура председателя ЦБ остается незамеченной, хотя его заслуги сложно переоценить:

«Всего через шесть месяцев после того, Нурмуратов возглавил ЦБ, Европейский банк реконструкции и развития вернулся в Узбекистан и вновь открыл офис в Ташкенте, начал выделять кредиты местным компаниям, чего не было больше десяти лет», — пишет Саймон.

Пребывание Нурмуратова на посту главы ЦБ обеспечило Ташкенту финансирование со стороны Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Азиатского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути, считает Саймон.

«Капитал из Восточной Азии и Европы поверил в Узбекистан в ответ на реформистскую экономическую программу страны, которая сама по себе была вызвана изменением денежно-кредитной политики под управлением Нурмуратова», — говорится в статье.

Самой значительной реформой Саймон считает валютную либерализацию 2017 года, когда курс национальной валюты начал формироваться рыночным способом.

Это привело к тому, что сум резко обесценился, но ЦБ смог стабилизировать ситуацию и с тех пор лишь время от времени вмешивается исключительно для того, чтобы ослабить временную волатильность валюты.

Еще одним аргументом в пользу Нурмуратова Саймон считает рейтинги, которые Узбекистан получил накануне размещения первых в своей истории евробондов. Тогда республике присвоили «BB- / B1», что необычно высоко для стран, которые впервые оказываются во внимании международных рейтинговых агентств.

Более того, рынок не только согласился с этими оценками, но еще и проявил энтузиазм, так как спрос на облигации в несколько раз превысил предложение, пишет Саймон. И всё это несмотря на низкую доходность бумаг.

«Доверие инвесторов к вновь открывшейся стране отражает молчаливое уважение, которое менеджеры активов испытывают к Нурмуратову, или, по крайней мере, ожидание того, что он сохранит экономику в положительной траектории в среднесрочной перспективе», — пишет Саймон.

В марте 2018 года произошло еще одно важное событие — Центральный банк объявил о планах по переходу к инфляционному таргетированию. Высокая инфляция остается серьезной проблемой для валютных реформ Узбекистана, но аналитики ожидают, что она начнет снижаться — до 16,8% в 2019 году и 14% в 2020 году.

Саймон напоминает, что другие страны, которые в свое время оказывались в похожей ситуации, и вовсе начинали с 160% инфляции (Грузия в 1995 году) или 45% (Россия в 1996 году).

«Нурмуратов, тем временем, ведет переговоры с Международным валютным фондом, чтобы получить дополнительную помощь, которая может помочь снизить инфляцию до более управляемых 13,5%», — пишет Саймон.

Тем не менее, автор считает, что Нурмуратову еще предстоит решить несколько задач. Так, к примеру, Центральный банк имеет ограниченное влияние на условия внутреннего кредитования, только 20% кредитов в сумах регулируются рыночными ставками.

«Поскольку регулятор продолжает переходить к инфляционному таргетированию, Нурмуратову необходимо будет учитывать высокий уровень сегментации кредита в сумовом кредитовании», — считает Саймон.

Кроме того, ЦБ должен получить больше инструментов для регулирования и влияния на денежно-кредитную политику в условиях роста инфляции.

Уже сейчас банк готов регулировать избыточную ликвидность путем изменения нормы банковских резервов, однако еще неизвестно, какое влияние окажет изменение соотношения, считает Саймон.

«Несмотря на все реформы, Узбекистан всё еще остается „черным ящиком“. Но никак нельзя игнорировать тот факт, что политика Центрального банка стала устойчивой и способствует привлечению значительных иностранных инвестиций после того, как Нурмуратов возглавил ЦБ. Всё это заслуживает уважения», — подытоживает Саймон.

The Diplomat — международное СМИ, которое специализируется на странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Основано в 2001 году, базируется в Токио. Известно своими партнерскими отношениями с такими организациями, как Центр стратегических и международных исследований.