Международное рейтинговое агентство Moody’s 13 февраля впервые присвоило правительству Узбекистана долгосрочный суверенный рейтинг на уровне «B1», прогноз «Стабильный». Об этом говорится на сайте компании.

«B1» это меньше, чем присвоили Узбекистану ранее Fitch и S&P — тогда было «BB-», что примерно на одном уровне с «Ba3» по шкале Moody’s.

«B1» означает, что страна уязвима, но сейчас может выполнить свои финансовые обязательства. Такой же рейтинг у Армении, Албании, Иордании, Коста-Рики, Черногории.

Moody’s определяет суверенный рейтинг страны на основе оценки по четырем ключевым факторам — экономическая мощь, институциональная сила, государственная финансовая сила и склонность к риску событий, а также взаимодействию между ними:

  1. Экономическая мощь. Агентство оценивает ее как «умеренную», отмечая мощный потенциал роста, который поддерживается положительной демографической ситуацией, сбалансированными низкими доходами и очень низкой конкурентоспособностью, так как в стране происходит переход от плановой монополистической системы, принадлежащей государству, к рыночной.
  2. Институциональная сила. Moody’s оценил ее как «очень низкую» — в стране наблюдаются проблемы с исполнением законом, связанных с масштабной перестройкой всех институтов страны, разработкой и внедрением новых инструментов политики, переходом к рыночной экономике.
  3. Государственная финансовая сила. В агентстве считают ее «умеренной», так как в Узбекистане относительно низкий государственный долг (около 24% к ВВП), что обеспечивает некоторую фискалькую гибкость в том случае, если в результате появления конкурентов государственных компаний увеличится финансовое давление.
  4. Склонность к риску событий. Она также оценивается как «умеренная». Основным риском называется политический, который может быть обусловлен потенциальным ростом оппозиции по отношению к проводимым реформам, а также краткосрочные экономические и социальные издержки, которые могут замедлить темпы роста и снизить эффективность.

Агентство отмечает, что стабильный прогноз отражает ожидания в отношении сбалансированных рисков как в ближайшей, так и в среднесрочной перспективе. Риски, связанные с повышением и понижением, в основном связаны с кредитными последствиями зарождающейся программы реформ.

Агентство может повысить рейтинг Узбекистана, если реформы обеспечат более высокий рост производительности и конкурентоспособности, продемонстрируют повышение эффективности государственного управления и политики.

Такие реформы повлекут за собой меры, которые повысят производительность и финансовое состояние государственных предприятий, одновременно способствуя развитию частных компаний и сохраняя финансовую и макроэкономическую стабильность.

Агентство может понизить рейтинг Узбекистана, если принимаемые политические меры увеличат риски для финансовой и макроэкономической стабильности.

Это может быть вызвано усилением финансового давления на государственные предприятия и банки, поскольку усиление конкуренции делает некоторые бизнес-модели нежизнеспособными. Если вырастет внутриполитическая напряженность, то это тоже негативно скажется на рейтинге.

Ранее Spot на карточках объяснял, зачем присваиваются суверенные рейтинги и что это даст Узбекистану.