В 2016 году англичанка Бо Джессап придумала сайт, на котором родители могут выбрать характеристики ребенка из списка и за 70 центов получить для него подходящее англоязычное имя. За три года девушка заработала более $400 тысяч, выступила с докладом на TEDx, поступила в университет, а сейчас планирует продать бизнес и запустить новое дело. Историю Бо, опубликованную на CNBC, перевел vc.ru.
Как появилась идея
Идея создания сервиса появилась у Джессап в 2015 году, во время путешествия в Китай со своим отцом. Его деловой партнер мисс Ван попросила девочку помочь выбрать англоязычное имя для трехлетней дочери.
Чтобы подобрать подходящее имя, Джессап попросила Ван побольше рассказать о ребёнке, и та ответила, что мечтает, чтобы люди удивлялись ее достижениям. Тогда девушка предложила назвать ребенка Элизой — в честь Элизы Дулиттл, героини пьесы Бернарда Шоу «Моя прекрасная леди», которая превратилась из простой девочки в леди, вызывающую восхищение у окружающих.
«Ван была в восторге, и я подумала, что это может быть полезным другим родителям», — рассказала Джессап CNBC.
Почему китайцы хотят англоязычные имена для детей
В Китае принято получать традиционное имя из двух-трех иероглифов, значение которых тщательно продумывается. По словам Джессап, Китай превратился в страну с глобальной экономикой, которая взаимодействует одновременно с Западом и Востоком.
По ее мнению, среди китайцев образовался огромный спрос на англоязычное имя, чтобы упростить взаимодействие с англоговорящими людьми. К примеру, родители хотят западное имя для ребенка, чтобы его можно было использовать во время учебы за границей
По традиции англоязычые имена придумывают учителя, пишет CNBC, но из-за языковых барьеров и цензуры их знания достаточно ограничены, что приводит к неудачным результатам. Например, китаец может назвать себя Гэндальфом Ву, Ролексом Ваном, Гуффи Ли, Золушкой или Чан Конг-Сангом, производным от Джеки Чана.
«Когда я училась в школе, у многих китайских девушек были английские имена, но некоторые были очень странными, например, Попкорн. Это был позор, потому что люди издевались над ними — это отвратительно, я не хочу, чтобы это продолжалось», — Бо Джессап.
Создание базы имен
В школе Джессап семь лет изучала китайский язык и умела на нем читать, писать и говорить. Вернувшись из поездки, девушка обнаружила, что в Китае не существует сервиса для присвоения детям англоязычных имен, несмотря на растущую популярность двойных имен. А большинство сайтов, посвященных значению имен, написаны на английском, и родителям тяжело в них ориентироваться.
Она решила запустить сайт на китайском языке, который мог бы помочь выбрать англоязычное имя таким же способом, как она помогла Вонг. Девушка одолжила 1500 фунтов стерлингов ($1995) у отца и наняла веб-разработчика, а в свободное от учебы время на выходных создавала базу данных имен.
На протяжении трех недель она просматривала детские книги, чтобы выбрать культурно приемлемые имена, у которых было историческое значение и коннотация. Так получилась база из четырех тысяч мужских и женских имен. Затем Джессап приписывала каждому имени по пять, по ее мнению, наиболее подходящих характеристик: «честный», «оптимистичный», «благородный» и так далее.
Вначале Джессап использовала фотографию женщины с фотостоков, так как боялась, что сервис не будут воспринимать всерьез, если на фото будет маленькая девочка
Изначально работа над именами, по словам Джессап, делалась вручную и была трудоемкой, но алгоритмы взяли на себя большую часть работы.
Запуск Special Name
В Special Name пользователь выбирает пол ребенка и пять из двенадцати характеристик из списка. Алгоритм выбирает три имени, подходящих по характеристикам и полу ребенка, а затем присылает их родителям вместе с двумя примерами известных личностей с этими именами.
Также сервис предлагает поделиться именами с друзьями и семьей, спросив у них совета через WeChat, чтобы «избежать культурных ошибок». Весь процесс, по словам Джессап, занимает три минуты.
Первоначально сервис работал бесплатно, но после 162 тысяч созданных имен Джессап поняла, что у Special Name есть бизнес-потенциал, и установила плату за услугу в 79 центов (на момент написания статьи стоимость услуги составляла 9 центов).
Первый успех
Девушка считала, что сервис не будет интересен, и не рассказывала о нем в школе, но за первые четыре месяца она придумала имена 250 тысячам младенцев, после чего о девушке написали сначала в местной газете, а затем в BBC, после ее история стала вирусной.
За первую неделю сентября 2016 года историю Джессап опубликовали в 187 изданиях в 22 странах. В декабре 2017 года она вошла в список «101 женщина-основательница технологических стартапов» издания Business Cloud.
У Джессап просили совета подростки, взрослые люди слали резюме и хотели работать с ней, а неназванный человек из России попросил права на франшизу. В октябре 2016 года ее позвали выступить с докладом о создании Special Name на TEDx, видеозапись которого посмотрели более 100 тысяч раз.
«Это было немного странно и ошеломляюще», — сказала она.
Девушка считает, что ее бизнес будет устойчив: в 2015 году в Китае сняли ограничения на количество детей в семье, а в среднем за год рождается 15−17 млн младенцев.
Планы на будущее
На сегодня сервисом сгенерировано 685,5 тысячи имен, что принесло девушке около $410 тысяч. Джессап до сих пор ежемесячно обновляет базу данных, но бизнес остается практически полностью автоматизированным, за исключением техобслуживания, которым занимается небольшая команда в Китае. Это позволяет девушке сосредоточиться на учебе.
C заработанных денег Джессап вернула долг отцу, а сейчас оплачивает учебу в университете и инвестирует в недвижимость.
«Я думаю, это самая разумная вещь, которую можно сделать. Возможно, слишком разумная», — считает она.
Девушка планирует использовать свой опыт для новых экспериментов в бизнесе и не связывает будущее со Special Name. Сейчас она ведет переговоры с компанией, которая «разделяет ее видение Special Name», и хочет приобрести сервис.
«Я надеюсь использовать то, что узнала при создании Special Name, чтобы увеличить ценность других компаний», — заявляет Джессап.