Созданный в начале этого года Антимонопольный комитет и GM Uzbekistan столкнулись на почве ситуации с противотуманными фарами.

10 апреля в комитете сообщили, что выявили факты недопоставки передних противотуманных фар в комплектации 6506 автомобилей модели Nexia 3 (2-я позиция), проданных GM Uzbekistan в 2018 году.

«Согласно требованию Антимонопольного комитета, АО „GM Uzbekistan“ допоставлены передние противотуманные фары в комплектации 6037 ранее реализованных автомобилей, в результате которого обеспечено возмещение ущерба потребителей на сумму более 2,5 млрд сумов», — сообщили в комитете.

В тот же день GM Uzbekistan опубликовала сообщение, что сведение о допоставке противотуманных фар по требованию Антимонопольного комитета не соответствует действительности, так как установка противотуманных фар на данные автомобили держалась под контролем самой компании, о чем компания уведомляла своих покупателей.

Что касается самих фар, то в целях своевременной поставки автомобилей компанией было принято решение о выдачи покупателям автомобилей временно без противотуманных фар, с условием дальнейшей их установки.

11 апреля Антимонопольный комитет опубликовал новое сообщение, в котором усомнился в уровнях корпоративной культуры и ценностей GM Uzbekistan:

«Как мы все знаем, глобальные компании автомобильной индустрии в случаях допущения недостатков с их стороны обычно объявляют публичный отзыв продукции и оперативное устранение всех недостатков, а главное, в их традиции ведения бизнеса входит осуществление публичного извинения перед потребителями и клиентами (пример компаний Toyota, Volkswagen и многих других), что свидетельствует о высоких стандартах корпоративной культуры, бизнес-этики и социальной ответственности, внедренных в глобальных компаниях.

Однако в действиях компании GM Uzbekistan можно наблюдать следующее.

Так, публичное объявление или отзыв не был осуществлен, во многих случаях потребители не были уведомлены надлежащим образом об отсутствии недопоставленных деталей, не созданы удобства потребителям при устранении недостатков, например, владельцы автомобилей, приобретенных в Ташкентской области в г. Бекабаде (отдаленность — около 150 км), Бука (80 км), Чирчике (100 км) были вынуждены ехать в Чиназский район для установки противотуманных фар, длительное время устранения, например, в отдельных случаях у автомобилей, приобретенных в октябре 2018 года, до сегодняшнего дня (по прошествии шести месяцев!) не осуществлена докомплектация.

Этот пример еще раз доказывает, что наличие монопольного положения на рынке приводит к снижению уровня ответственности монополистов в отношении потребителей".

В комитете также сообщили, что после первой публикации в ведомство продолжают поступать обращения потребителей касательно неустраненных фактов недопоставки деталей в комплектации автомобилей производства GM Uzbekistan.

«Антимонопольный комитет продолжит выявлять подобные факты и будет предпринимать все меры по их устранению и обеспечению защиты прав потребителей в установленном законодательством порядке», — подытоживается в сообщении.

Антимонопольный комитет был создан в январе 2019 года, когда Госкомконкуренции был разделен на три разных органа. Основные задачи нового ведомства — антимонопольное регулирование, развитие конкурентной среды, контроль за работой естественных монополий, лицензированием товарно-сырьевых бирж.