Законодательная палата Олий Мажлиса на очередном заседании рассмотрела ряд законов экономического характера. Депутаты бурно обсуждали проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон «О Центральном банке Республики Узбекистан», сообщается на сайте Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Проект направлен на коренное совершенствование денежно-кредитной политики в стране и ее инструментов, усиление воздействия на обеспечение стабильности цен, в том числе предотвращение безосновательных случаев инфляции. Во время прений депутаты задали ряд ключевых вопросов, высказали предложения.

В частности, депутат Расул Кушербаев отметил, что данный проект закона был обсужден на заседании фракции УзЛиДеП, члены которой выступили против учреждения в коммерческих банках института представителя Центробанка.

Депутат предположил, что это уменьшит финансовую самостоятельность, в том числе в формировании независимой кредитной политики банков, а также будет препятствовать привлечению инвесторов в сферу финансов.

Депутат Бекзод Ортиков проанализировал предлагаемые изменения на соответствие их действующему законодательству, в частности, нормам закона «О свободе предпринимательской деятельности».

Согласно последнему документу, гарантируется невмешательство государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства. Также парламентарий подчеркнул, насколько правильным будет в век бурного развития информационно-коммуникационных технологий внедрение должности представителя Центробанка.

С подобной нормой депутаты столкнулись в процессе обсуждения проекта закона «О государственно-частном партнерстве». Была изучена международная практика, проанализировано действующее законодательство, как результат данная норма тогда была исключена.

На вопросы депутатов ответил первый заместитель председателя Центрального банка Темур Ишметов. Он отметил, что учреждение института представителя Центробанка в коммерческих банках предусмотрено Стратегией действий.

Цель — усиление регуляторной функции Центрального банка для обеспечения в достаточной степени его независимости, финансовой стабильности. Также это имеет важное значение в дальнейшем повышении показателей страны в суверенных рейтингах международных показателей. Это требование международного сообщества.

С другой стороны, как отмечает специалист, коммерческие банки нельзя сравнивать с другими хозяйствующими субъектами. К примеру, любой крупный субъект предпринимательства по какой-либо причине может обанкротиться, и это невозможно сравнить с последствиями банкротства банка среднего класса.

Причина в том, что большая часть средств среднесрочного банка принадлежит вкладчикам или другим юридическим лицам. При этом за доверием каждого клиента к банку стоит государство, то есть существует контроль, все процессы упорядочены.

Если финансовое учреждение обанкротится, это приведет не только к потере средств вкладчиков, но и доверия ко всей банковской системе. Негативное влияние этой ситуации на экономику очевидно для всех.

В процессе реформ насколько будет свободнее экономика, настолько будет больше опасностей в банковской системе и в целом в финансовом секторе. Чтобы предотвратить подобные случаи, любой финансовый регулятор должен полностью пересмотреть свою деятельность.

С учетом этого все центральные банки в мире осуществляют деятельность на основе документа об основных принципах банковского надзора Базельского комитета.

Ишметов отметил, что учреждение института представителя Центробанка не значит, что он целый день и на постоянной основе будет работать в том или ином коммерческом банке.

В случае, если Центральный банк обнаружит некоторую нестабильность или опасность в деятельности коммерческого банка, не соответствующую нормативам Центробанка, представитель примется за изучение данной ситуации. При этом у него не будет никаких полномочий на вмешательство в хозяйственную деятельность коммерческого банка.

За этим ответом представителя Центрального банка по­следовали новые вопросы депутатов.

По мнению Кушербаева, важно глубоко проанализировать банковскую систему развитых стран. Отмечено, что полномочия представителя будут ограничены, тогда зачем он нужен?

«В проекте закона необходимо акцентировать внимание на общественном контроле. Дело в том, что в данном документе нет ни одной нормы, направленной на обеспечение открытости деятельности Центрального банка. Верно, для этого действует Закон „Об открытости деятельности органов государственной власти и управления“, однако Центральный банк не считается госорганом. На мой взгляд, в законопроект необходимо добавить отдельную главу об обеспечении открытости и обязать Центробанк размещать на своем веб-сайте открытую информацию о его деятельности», — сказал председатель Комитета по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий Илхом Абдуллаев.

Депутаты концептуально при­няли проект закона в первом чтении. С учетом высказанных на заседании мнений и предложений он будет еще раз глубоко проанализирован и доработан совместно с ответственным комитетом к следующему чтению.