Казахстанский сервис по для поиска аналогов лекарств Darmeks планирует запуститься в Узбекистане. Об этом основатель стартапа Санат Жусупбеков рассказал изданию «Капитал.kz».

На разработку самообучающейся системы поиска лекарств и их аналогов было потрачено около 15 млн тенге (около 330 млн сумов). Разработчики получили часть денег благодаря программе «Дорожная карта бизнеса-2020», региональным координатором которой является акимат Алматы, международной программе акселерации Tech Garden.

В основе платформы Darmeks лежит база данных медицинских препаратов с технологией машинного обучения. Система сортирует данные о каждом препарате согласно заданным критериям, запоминает каждое взаимодействие с пользователем, обучается и умеет прогнозировать. Кроме того, Darmeks может искать препараты по назначению и симптомам, по аналогам и конфликтам, по точкам сбыта.

Система работала на рынке Казахстана некоторое время, но сейчас временно заморожена. К сентябрю планируется запустить проект на рынке Узбекистана, а после продолжить на казахстанском.

«Мы зарабатываем на транзакциях, предлагая клиенту продукты фармацевтических компаний, и на том, что предоставляем врачам и аптекам CRM-системы. Мы можем также оптимизировать их работу. Меня удивляет, что на этот рынок зашли достаточно крупные компании и еще никто не сделал подобной системы. Недавно, заказывая в крупной аптеке витамины, я понял, что там все еще очень плохой сервис», — объясняет предприниматель.

Бизнес-модель проекта сложная. С одной транзакции можно заработать 100−200 тенге (2100 — 4300 сумов). Прибыль наступает после нескольких сотен транзакций в день.


Чтобы запустить проект в Узбекистане, предприниматели вели переговоры с инвестором, но он в последний момент отказался вкладывать деньги в проект. Однако с технической точки зрения он готов для запуска.

«С последним инвесторам из Узбекистана мы обсуждали, что нам необходимо около $50 тыс. на тестирование платформы, чтобы подтвердить гипотезу — действительно ли рынку нужен этот продукт. Потом мы сказали, что нам надо $500 тыс. Для Казахстана это небольшие деньги, но для Узбекистана весомые. Инвестор не готов был вкладываться. И мы решили, что к осени будем запускать проект самостоятельно в Узбекистане. После того, как апробируем модель там, будем запускать ее на нашем рынке», — объясняет Жусупбеков.

В команде хотят, чтобы продукт стал популярен во всем мире:

«Есть возможность начать работать в Китае, а в Узбекистане сейчас самый легкий вход. Мы, предприниматели, люди рациональные, идем простым путем. Так как сервису требуется очень много финансовых ресурсов, мы дополнительно занимаемся другими проектами, менее эноргозатратными», — заключил Санат Жусупбеков.