Forbes рассказал о Джаме Джурабаеве — дизайнере-самоучке из Таджикистана, который сейчас является одним из самых востребованных концепт-дизайнеров мира, создающим облик персонажей для вселенных Marvel и Джорджа Лукаса.

«Мой сын, который живет в Таджикистане, рассказывает друзьям в школе, что Аладдина из нового фильма нарисовал его папа. Но потом жалуется мне: говорит, никто ему не верит. Вообще мало кто верит, что простой парень из Таджикистана может придумывать образы для Голливуда», — рассказывает Джама Джурабаев.

Но он это делает. История Джурабаева сама похожа на сценарий голливудского фильма: он бежал от последствий гражданской войны в родном Таджикистане, страдал от нужды в Турции, вернулся домой, где начал карьеру графического дизайнера в компании Ustodesign.

Учился в онлайн-школе ConceptArt.org. Из-за разницы во времени с Америкой смотрел все онлайн-уроки ночью, а днем работал. Весной 2011 года, когда первый год обучения Джамы подходил к концу, ему на почту пришло письмо от Microsoft.

«Обычно люди думают, что это спам и даже не открывают такие письма. Так сделал и я, а когда спустя пару дней все же открыл его, то увидел, что это письмо от самого HR-специалиста компании Microsoft», — со смехом вспоминает Джурабаев.

Microsoft запускал новый проект — игру-шутер Halo 4. Компания приглашала Джурабаева как концепт-художника в дочерний проект-разработчик 343 Industries и предлагала зарплату в $90 000 в год. Но из-за лимита на наем иностранных сотрудников, который действует в США, компания могла принять Джурабаева только в следующем году.

В ожидании Джурабаев с командой Ustodesign решил участвовать в конкурсе для концепт-дизайнеров на сайте проекта Cgsociety, который запускает образовательные проекты и профессиональные соревнования. Команде дали приз за лучший видео-продакшн. По следам этой победы Джама получил еще одно письмо, на этот раз от продюсера лондонского подразделения Moving Picture Company (MPC).

В октябре 2011 он прибыл в Лондон. Проект рекламная команда MPC вместе с Джурабаевым закончила за два месяца, после чего он уехал обратно в Таджикистан. Еще полгода он сотрудничал с компанией на фрилансе.

Летом 2012 года MPC, наконец, предложила ему постоянную работу в том же рекламном подразделении и с почти с такой же зарплатой, запредельно высокой по меркам Таджикистана — $330 в день. А в Microsoft Джурабаев в итоге не поехал.

Работа в MPC открыла Джурабаеву дверь в закрытый мир концепт-дизайнеров, за творчеством которых он раньше следил на форумах. В 2014 году через знакомых о нем узнала компания Framestore, создатель визуальных эффектов для фильмов «Гарри Поттер», «Фантастические твари и где они обитают», «Кингсмен», «Человек-паук», «Тор: Рагнарёк» и многих других.

Framestore предложила ему работу в киноотделе, о которой он мечтал, и зарплату в 60 000 фунтов (на тот момент около $90 000) в год. За два года в Framestore Джурабаев успел поработать с фильмами «Мстители: эра Альтрона», «Мир юрского периода», «Фантастические твари и где они обитают», «Конг: остров черепа», «Геошторм», а также фильмом Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться». Брифы — описания того, как режиссер видит персонажа — он получал напрямую от Спилберга.

Джурабаев не скрывает, что парню из Душанбе было сложно пробиться на мировом анимационном рынке:

«С другим гражданством, без профильного образования и с большой неуверенностью в себе я стартовал как бы на десять метров позади всех. Я просто очень много работал, сокращал пару метров отставания, и снова работал», — вспоминает он.

Сейчас Джурабаев работает в статусе фрилансера, продолжая получать заказы от голливудских режиссеров, а также проводит мастер-классы по концепт-дизайну в кино. Все это может приносить ему до $800 000 дохода в год. С полным текстом можно ознакомиться на сайте Forbes.