С того момента, как Узбекистан взял курс на реформы, одним из главных вопросов стала возможность перехода страны на инфляционное таргетирование. К примеру, именно этот вопрос задавали журналисты Bloomberg Тимуру Ишметову, когда он еще работал в Центральном банке.
Тогда, в марте 2018 года, стало известно, ЦБ планирует позволить национальной валюте свободно торговаться еще пару лет, прежде чем перейдет к инфляционному таргетированию.
«То, что делают другие за пять-десять лет, мы должны сделать через два-три года. Это будет очень сложно. Нам нужно хорошо подготовиться», — говорил тогда Ишметов.
Весной того же года Центральный банк впервые рассказал, как будет переходить на новый режим денежно-кредитной политики, от которого зависит ситуация с ценами.
В конце 2018 года в ЦБ отметили, что одного желания регулятора для перехода недостаточно — рынки должны работать полностью в условиях рыночной экономики, цены должны формироваться в условиях конкуренции.
«Для перехода на инфляционное таргетирование нужно демонополизировать не только одну сферу, а всю экономику. Не могу сказать, что если ликвидировать монополию в одном секторе, то этого будет достаточно и всё будет хорошо», — говорил тогда Бехзод Хамраев.
Все это время шла активная подготовка и 27 сентября Центральный банк вынес на обсуждение проект указа президента «О совершенствовании государственной денежно-кредитной политики и повышении эффективности мер Правительства и Центрального банка по обеспечению стабильности цен в экономике».
В нем предлагается перейти на инфляционное таргетирование уже в конце 2019 года. Постоянную цель по инфляции планируется установить на уровне 5% к 2023 году, промежуточную в 2021 году — на уровне ниже 10%.
Что это
В режиме инфляционного таргетирование Центральным банком устанавливается долгосрочная цель (таргет) по инфляции на приемлемом для страны уровне, и все усилия направляются исключительно на ее достижение с активным использованием инструментов денежного рынка, в частности, ключевой процентной ставки для удержания стоимости заимствования средств на межбанковском рынке в заданных пределах (процентный коридор), а также управления ликвидностью и инфляционными ожиданиями.
Зачем это
В период активных структурных реформ денежно-кредитная политика должна создать благоприятную среду, которая формирует долгосрочные финансовые ресурсы и перераспределять их в наиболее эффективные направления.
В сложившихся условиях, в целях обуздания инфляционных процессов, объединения действий всех органов государственной власти по созданию рыночных условий для формирования стабильно низких цен в экономике, возрастает необходимость перехода денежно-кредитной политики в режим инфляционного таргетирования.
После достижения в начале 2018 году своего краткосрочного максимального значения (20,1%), уровень инфляции постепенно снизился, тем не менее, в настоящее время остается на уровне двухзначного показателя (13−16%).
Вместе с тем, присутствие подобных темпов роста среднего уровня потребительских цен в экономике представляют определенные риски для макроэкономической стабильности, в том числе для финансовой системы, и влекут за собой социальные последствия в виде снижения покупательской способности доходов и доверия к национальной валюте, оказывая также негативное воздействие на устойчивость ресурсной базы банковской системы и долгосрочных инвестиций.
Как это будет
В рамках режима инфляционного таргетирования для достижения и поддержания ценовой стабильности Центральный банк будет совершенствовать операционный механизм, путем внедрения обновленной линейки инструментов денежно-кредитной политики и определения ее операционных параметров и целей.
Одной из необходимых предпосылок для успешного перехода в режим инфляционного таргетирования является гибкое формирование обменного курса, изменение которого в полной мере обуславливается фундаментальными факторами спроса и предложения. Это, в свою очередь, требует модернизации межбанковского валютного рынка и соответствующего усовершенствования политики Центрального банка в сфере валютных интервенций.
Одним из ключевых факторов развития валютного рынка является постепенное снижение активности Центрального банка на внутреннем валютном рынке и повышение роли коммерческих банков в качестве маркет-мейкеров.
Кроме того, в режиме инфляционного таргетирования ценовая стабильность также поддерживает и финансовую стабильность, так как действия денежно-кредитной политики предсказуемы и понятны для участников рынка, экономические агенты становятся более последовательными в процессе принятия решений, что способствует устранению элементов неопределенности и стабилизации всей финансовой системы с минимальным участием Центрального банка.
Что всё это даст
Многие страны, особенно с переходной экономикой, ввиду структурных дисбалансов, наличия низкорентабельных и энергоемких производств с высокой долей государственного участия в капитале, устойчиво обесценивающейся национальной валютой, а также сильной зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов, на протяжении многих лет испытывали на себе более высокие темпы роста цен.
Однако, им удалось обуздать инфляцию и удерживать ее на устойчиво низком уровне посредством перехода к режиму инфляционного таргетирования. Более того, как показывают исследования, страны, таргетирующие инфляцию, оказались более устойчивыми к внешним шокам в период кризисных явлений.
Совершенствование денежно-кредитной политики и проведение скоординированных действий правительства и Центрального банка позволят достичь ценовую стабильность в экономике и достижения долгосрочного таргета по инфляции на уровне 5% к 2023 году.
Стабильность цен благотворно будет сказываться как на уровне жизни населения, так и на их деловой активности, в частности, выстраивании их высокого доверия к национальной валюте, а, следовательно, к снижению уровня долларизации экономики, росту внутренних и внешних инвестиций в национальную экономику.
Повысится предсказуемость политики Центрального банка, что в значительной степени позволит управлять инфляционными ожиданиями, снижая излишнее инфляционное давление в экономике.
Улучшение инвестиционного климата, повысит заинтересованность международных компаний в реализации проектов в Узбекистане, увеличит потенциал для вложения дополнительных инвестиций.
Предусмотренные меры по оздоровлению всей банковской системы за счет кардинального её реформирования повысят потенциал кредитных учреждений по кредитованию реального сектора экономики и финансированию государственного долга за счет внутренних источников.
Обеспечение стабильности, а также прозрачности и предсказуемости экономической политики повысит имидж страны, будет служить фактором снижения премии за риск по внешним источникам кредитования.
Среди остальных положительных эффектов следует выделить повышение точности прогнозирования бюджетных доходов и расходов, а, следовательно, обеспечение возможности разработки качественных программ социальной поддержки населения.
Ранее специалист Центра экономического развития Игорь Пугач специально для Spot объяснял, что такое инфляционное таргетирование и зачем оно нужно Узбекистану.