Отказавшись от идеи использования традиционной картонной и пластиковой упаковки, бренд Sogdia разработал и запатентовал инновационную деревянную эко-упаковку для сухофруктов и орехов.

Доведя объем продаж до 1000 штук в месяц, компания начала выходить на прибыль и теперь задумывается об увеличении производства, контрактах с супермаркетами и зарубежными импортерами, а также закупке собственной линии оборудования.

От сервировки стола к идее бизнеса

По семейным обстоятельствам я вернулся на Родину и долгое время работал удаленно. Никогда не думал, что открою бизнес в Узбекистане, но решился на это, заметив большие перемены в нашей стране к лучшему.

Однажды моя мама подготавливала стол к встрече гостей. Она раскладывала сухофрукты и орехи, подбирала подходящую посуду и место для них, в то время как конфеты в интересных этикетках и шоколадные изделия в красивых коробочках занимали основную часть стола.

Я поинтересовался, почему бы не убрать эти объемные коробки с шоколадом со стола, чтобы освободить место для сухофруктов. Но мама ответила, что стол с ними выглядит привлекательнее.

В этот момент мне пришла идея скомбинировать сухофрукты в единую упаковку и сделать так, чтобы она выглядела не хуже коробочки с шоколадом.

Ведь почему мы обычно дарим или получаем в подарок коробку шоколада вместо сухофруктов, хотя последние намного полезнее? На мой взгляд, ответ очевиден: все дело в подарочной упаковке.


В США, Европе и России уже давно развивается сегмент бизнеса «сухофрукты в подарочной упаковке».

Если задать одноименный запрос в поисковике, то в результатах вы получите большое разнообразие сухофруктов в плетеных корзиночках или в оригинальных пластиковых и картонных емкостях с ячейками.

На местном же рынке ассортимент обычно встречается в соломенных тарелочках, но, по моему мнению, это не может заменить коробочку шоколада.

Исследование и анализ местного рынка не составили большого труда, и я решился на открытие компании. Причин было несколько:

  • конкурентов на местном рынке почти не было;
  • поток туристов и гостей с каждым годом растет (кстати, наиболее задаваемый запрос в Google у туристов в Узбекистане: «Что привезти из Узбекистана?», а ответ: «сухофрукты»);
  • выезжающих за рубеж соотечественников намного больше, чем гостей и туристов. Многие из них берут с собой сухофрукты в подарок друзьям, близким и родным людям.

В марте 2018 года мы учредили фирму в Узбекистане по торговле сухофруктами и орехами под брендом Sogdia.

Правильная узнаваемая упаковка — залог высоких продаж

В наши дни большинство производителей продукции ищет оптимальную форму или уникальный дизайн упаковки для своего продукта. Ведь хорошо спроектированная упаковка завоевывает внимание целевой аудитории и является одним из главных орудий брендинга.

Изначально наш выбор пал на упаковку из картона: она позволяла сохранять легкий вес и компактность конечного товара. Но там, где есть плюсы, всегда присутствуют и минусы.

Производитель подарочных картонных упаковок не смог удовлетворить наши желания о разделении внутреннего пространства на ячейки. Картон крепился недостаточно хорошо, в результате чего в процессе транспортировки один продукт мог смешаться с другим или упаковка могла деформироваться.

Нам посоветовали использовать для ячеек пластик и полиэтилен, которые должны были изготавливать другие производители.

Решение было неплохим, однако цена даже первой партии таких упаковок для нас была крайне неприемлема. К тому же производители подарочных коробок из картона не смогли предложить нам изготовление упаковки разных форм.


Привлекательность упаковки зависит не только от цвета и формы, но и от материала, из которого она выполнена. Эта ситуация натолкнула на мысль о создании собственного производства упаковок для сухофруктов и орехов.

В качестве материала для упаковки мы решили использовать дерево, что позволяло нам выпускать тару любой формы, например, в форме сердца, круга и даже звезды.

За год работы мы достигли высокого уровня качества и дизайна деревянной упаковки. Наши затраты на производство упаковки стали значительно ниже по сравнению с вариантом из картона. К тому же это было практичнее и экологичнее, что соответствует актуальным требованиям многих развитых стран.

На собственной практике мы убедились в том, что наша продукция привлекает покупателей. Они выбирают продукт именно за его оригинальность, практичность и экологичность, ведь нет лучше комбинации, чем натуральная упаковка для натуральных продуктов.

К тому же упаковка от нашей продукции впоследствии остается потребителю в виде сувенирной емкости и может быть использована повторно для иных целей, например, в виде тарелки для ассорти, подставки для предметов в обиходе и другого.


Вскоре нашей необычной упаковкой заинтересовались и другие производители сухофруктов и орехов, однако создание полноценного бизнеса по производству подарочных упаковок из дерева требует немалых инвестиций.

Упаковка поможет потребителю увидеть ваши основные конкурентные преимущества. Успех продаж того или иного продукта напрямую зависит от степени привлекательности упаковки для потребителя. Когда покупатель не может прощупать, попробовать или сравнить товар с аналогами, он обычно выбирает либо хорошо знакомый ему товар, либо продукт с наиболее привлекательной упаковкой.

В нашей коллекции сейчас насчитывается более 15 вариантов дизайна упаковки разных форм и размеров.

В Узбекистане патент на каждый вид стоил около $250, но намного дороже он стоит в Европе и США: почти всю сумму первоначальных вложений мы потратили именно на патентование упаковки.

Как SEO-продвижение увеличило продажи и корпоративные заказы

Сейчас в нашей команде работает три человека, которые занимаются сборкой упаковки и расфасовкой. Я нахожусь на прямом контакте с заказчиками и партнерами, и порой получаю запросы от англоязычных клиентов.

Так как за каждым клиентом стоят 10 потенциальных клиентов, в работе всегда придерживаюсь двух правил Стива Леонарда:

  • правило №1: Клиент всегда прав;
  • правило №2: Если клиент неправ, перечитай правило №1.


Изготовление деталей тары мы отдали на аутсорс. Продукцию закупаем на оптовом рынке на массиве Тузель-1, куда привозят свой товар производители со всего Узбекистана. Там же обычно закупаются торговцы сухофруктов с различных рынков, включая супермаркеты.

В марте 2019 года запустился наш интернет-магазин Sogdia.uz на трёх языках (русском, узбекском и английском). На рекламу еще не потратили ни копейки, а для привлечения трафика на сайт использовали органическое SEO.

В основном на сайте всё делаю сам, поэтому никого для этой задачи не привлекал. Клиенты стали прибавляться сразу: конкуренция на рынке низкая, а спрос высокий. Посредством нашего интернет-магазина осуществляется основной объем продаж.


Приоритетным в работе нашей компании является принцип индивидуального подхода к каждому клиенту, будь это подарок гостю, клиенту, коллеге или угощение к праздничному столу.

Мы заботимся о том, чтобы каждый клиент остался доволен проделанной нами работой и полученным результатом, который является нашим общим успехом!

Сейчас работаем также и с корпоративным сегментом. Клиент может заказать подарочную упаковку с сухофруктами и орехами под своим логотипом, что создаст отличное впечатление о любой компании или торжестве.


К нашему удивлению, за корпоративными подарками к нам обращаются даже из стран ближнего зарубежья, таких как Россия и Казахстан.

Недавно подготовили подарочные наборы для двухсот гостей — участников саммита ШОС, который проходил в Ташкенте. Подобные заказчики в лице event-менеджеров (организаторов мероприятий) сейчас обращаются к нам все чаще.

Что затрудняет выход на экспорт

Ситуация на рынке экспорта сухофруктов в Узбекистане такова, что продукция у нас высочайшего качества, но с наступлением сезона заготовки сухофрукты скупают на развес перекупщики из Турции и Ирана. Они везут их к себе на родину, расфасовывают в упаковку, маркируют под собственной маркой и экспортируют в Европу как премиальный, дорогой товар.

Если мы уйдем от статуса сырьевой республики и начнем экспортировать готовый, упакованный товар, то сможем получать с этого гораздо больше прибыли и добьемся увеличения популярности отечественного продукта.

В целом, сейчас объем производства доходит до 500 наборов в неделю. Снизив себестоимость изготовления тары, мы могли бы поставлять большее количество наборов и приобрели уверенность в стабильном производстве, но для этого необходимо собственное оборудование с промышленной площадью.

Бизнес перспективный, и сейчас мы уверенно идем на прибыль. Если же закупить собственное оборудование и начать самим производить тару, открываются и другие возможности, например, прайвит лейбл (private label) или другими словами собственная торговая марка (СТМ).

Мы готовы к сотрудничеству с супермаркетами, крупными производителями в этой сфере бизнеса, а также инвесторами.


Не за горами выход на международный рынок: многие импортеры из Европы уже предлагали сотрудничество, но при текущих объемах производства мы пока не можем согласиться на такие предложения.

Мы будем делать все возможное, чтобы все-таки реализовать планы и начать развивать наш бренд за рубежом. У узбекских сухофруктов уже есть отличная репутация, а теперь к ней добавилась еще и соответствующая международным стандартам упаковка и имя.

Иззат Асатов начал свою карьеру в США с 2005 года как менеджер онлайн-маркетинга, веб-дизайнер, веб-разработчик и бренд-дизайнер. Работая в США с такими крупными компаниями, как Supercuts, T-mobile, LawnDoctor, он приобрел навыки в области товарной стратегии и архитектуры, корпоративного управления позиционированием бренда, исследования рынка и потребителей.

Сайт: sogdia.uz
Linkedin: linkedin.com/in/izzatasat
Facebook: fb.com/izzat.asat
Telegram: t.me/sogdia_admin

На правах рекламы.