Материал включает в себя ряд мнений как экспертов в академической среде, так и представителей бизнес-сообщества. Как людей, являющихся частью проекта TEAM University, так и людей, которые неравнодушны к судьбе образования в Узбекистане заинтересованы в повышении компетенций специалистов. Интервью представлены в кратком формате, их полные версии будут опубликованы на страницах в соцсетях проекта TEAM University.

Алан Франц

Председатель Совета попечителей TEAM University. Эксперт в области высшего образования, в недавнем прошлом — первый проректор Westminster International University in Tashkent.

Об основных вызовах в системе высшего образования Узбекистана

Высшее образование в Узбекистане последние 25 лет сталкивается с потребностью адаптироваться и развиваться в контексте децентрализации и глобализации.

Основной сдерживающий фактор заключался в высокоцентрализованном характере системы, когда контроль осуществляется ответственными министерствами. Это ограничивало разработку диверсифицированных учебных программ, появление новых методов обучения, проникновение современных технологий в образование.

Появление международных университетов, таких как Вестминстерский, Инха и другие, дало возможность увидеть, как развитие новых процессов в высшем образовании может принести пользу развитию страны в целом.

Принятая концепция предполагает фокус на внедрение программ обучения критическому мышлению, независимому обучению, использованию виртуальных систем и так далее.

С моей точки зрения, основной вызов, стоящий сегодня перед министерством и другими вовлеченными ведомствами, это необходимость привести в соответствие темпов фактического внедрения изменений с изложенными в документах.

Необходимы качественные изменения с точки зрения большей автономности не только для государственных вузов, но и для новых игроков.

Важна либерализация мышления руководства университетов, способность разрабатывать собственные учебные программы и курсы с учетом их последующей реализации — тренд, который мы видим во всем мире.

Я уверен, что сокращение централизованного регулирования со стороны министерства позволит обеспечить лучшее и более качественное образование — ведь независимость и возможность повлиять на собственное будущее также принесут и ответственность.

Эта ответственность заставит изменить стиль управления в университетах.

За счет прозрачности процессов все заинтересованные стороны — студенты, родители, работодатели — смогут не только почувствовать уверенность в качестве обучения, но и непосредственно принять участие в его обеспечении и повышении.

О коммерциализации взаимоотношений со студентами

В концепции развития системы высшего образования одним из ключевых целевых показателей определено увеличение уровня доступности с 20% (хотя на самом деле эта цифра гораздо ниже) до 50% к 2030 году.

В этой связи серьезную обеспокоенность вызывает тот факт, что при увеличении количества вузов возрастают и расходы на поддержание всей системы. Таким образом, критическим вопросом становится не только повышение уровня охвата, но и характер финансирования и того, кто за это платит.

Во многих развитых странах этот вопрос решается за счет коммерциализации взаимоотношений со студентами, предоставления им займов и финансирования других форм. Хотя это не всегда лучший путь.

Например, в США при высокой развитости системы финансирования все больше возникают вопросы об обеспечении возвратности «инвестиций» — трансформации полученного образования в реальные доходы после трудоустройства выпускников.

В Великобритании также — при относительной распространенности инструментов кредитования обучения все более актуальным становится вопрос ценности образования при трудоустройстве.

Таким образом эффект от повышения стоимости обучения удваивается — с одной стороны, университеты привлекают больше средств для развития, с другой, повышается прозрачность и растет качество обучения — студенты за свои деньги предъявляют более жесткие требования.

Повышение стоимости обучения приводит к улучшению не только устойчивости вуза, но и к повышению качества. Таким образом, качество обучения регулируется студентами самостоятельно при помощи рыночных механизмов.

Это приводит к переориентации с регуляторного характера функционирования министерств к сосредоточению внимания на улучшении «клиентского опыта» через внедрение инструментов оценки не только студентов, но и преподавания с внедрением развитых систем ранжирования университетов. В итоге это выгодно всем.

Зафар Хашимов

Член Совета попечителей TEAM University. Основатель Korzinka.uz, Эрудит. Почетный профессор, читает лекции в ТГЭУ и Вестминстерском университете.

От университетов бизнесу нужны специалисты, нужны люди, которые обладают как определенными навыками и знаниями в конкретной специфичной области, так и soft skills.

Это значит, что выпускнику необходимо быть креативным, уметь работать в команде, быстро обучаться.

Те индустриально специфичные знания, которым мы учим сегодня, очень быстро могут стать неактуальными. Мир меняется, поэтому специалистам и сотрудникам компаний нужно уметь учиться, быть адаптивными и открытыми к новому, а также обладать эмпатией и хорошей реакцией.

«Софт скиллс» обеспечивают «хард скиллсам» возможность эволюционировать вместе с меняющейся жизнью.

Если раньше инженеру хватало каких-то знаний на всю карьеру и он знал, чем будет заниматься следующие 30 лет, то сейчас за ближайшие 10 лет 50% специальностей могут исчезнуть. Возможно кого-то заменит искусственный интеллект и появятся профессии будущего, о которых мы еще не знаем.

Я не эксперт по учебным программам. Но хочу сказать, что учебные заведения должны быть гораздо ближе к реальной отрасли, которой они обучают.

То есть медицинские университеты должны быть частью больших клиник, где каждый день проходит практика.

Бизнес-университеты должны быть близки к индустрии, которой обучают. А сегодня студенты финансовых факультетов или менеджмента (а мы реально в них нуждаемся) обучаются по учебникам, которые не подходят современным потребностям.

И такие кадры приходится переучивать заново. Хорошо, что они учили какие-то базовые вещи, но часто это не стоит четырех лет жизни и стольких денег.

Алишер Хасанов

Ректор TEAM University. Эксперт в области высшего образования, до этого работал в международной консалтинговой компании KPMG, а ранее занимал пост проректора в Westminster International University in Tashkent.

О вызовах вузам Узбекистана

Весь мир движется по направлению к экономике знаний, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал.

Университеты в экономике знаний являются флагманами и средой, где происходит слияние науки и практики, откуда инновации и технологии выходят в массовое производство.

Вызов в том, что скорость производимых изменений настолько быстра, что некоторые области знаний устаревают в течении 3−7 лет, и индустрия не готова ждать, когда образовательный учреждения смогут трансформироваться.

И здесь университетам предстоит доказать свою актуальность в сфере образования. Они должны не просто успевать реагировать, но уметь предсказать, какими навыками должны обладать выпускники через 3−5 лет.

Для Узбекистана эта задача вдвойне сложнее. Вместе с перечисленными вызовами сектор высшего образования должен пройти путь трансформации всей среды — с многократным увеличением охвата высшим образованием и перехода от элитного к массовому.

Большинство вузов должны перейти от централизованного управления к более независимому и самостоятельному, начиная с самостоятельной разработки курсов и учебных программ, определению количества набираемых студентов и заканчивая самостоятельным финансово-экономическим управлением жизнедеятельности вуза.

О предпринимательском вузе

Концепция предпринимательского вуза не нова сама по себе и активно используется в университетской среде развитых стран еще с конца прошлого столетия.

Предпринимательский университет — это естественный инкубатор, он пытается обеспечить благоприятную среду, в которой университетское сообщество может исследовать, оценивать и использовать идеи для преобразования в социально-экономические предпринимательские инициативы.

Предпринимательские университеты участвуют в партнерских отношениях и сетях, чтобы создать зонтик для взаимодействия, сотрудничества и кооперирования.

Отсюда и наши цели — растить выпускников с системным, предпринимательским мышлением. Мы нацелены на подготовку конкурентоспособных и технологически продвинутых выпускников, в дальнейшем способных создавать стартапы и выводить отечественную продукцию и услуги на внешние рынки.

Учебная программа нашего университета будет основана с одной стороны на развитии «мягких» навыков (предпринимательское мышление, лидерство, креатив, анализ информации), с другой будет обеспечивать основательные фундаментальные знания и закрепление их на практике.

При поддержке зарубежных вузов-партнеров мы будем внедрять наиболее актуальные подходы и методики, такие как: project-based learning, когда обучение проходит в процессе реализации конкретного проекта, игровые симуляции, при помощи которых можно смоделировать работу реальной компании, а также изучение кейсов.

Мы планируем привлечь одних из ведущих местных, а также зарубежных преподавателей и практиков, привнося в учебные программы последние вызовы и решения индустрий.

Параллельно с открытием университета в Ташкенте, будет открыт филиал TEAM University в городе Термезе. Это будет первый иностранный филиал высшего образовательного заведения в Сурхандарьинской области.

Мы планируем на начальном этапе запустить зеркальные программы идентичные с теми, что будут проводится в Ташкенте. Однако с развитием потенциала, филиал будет больше ориентироваться на местные научные и социально-экономические потребности региона.

Университет TEAM — это синергия воплощения идей академических представителей и предпринимателей, которые в конечном счете являются работодателями студентов и выпускников.

Бизнес-сообщество Узбекистана таким образом вносит свой вклад в развитие высшего образования нашей страны.

Во главе стоят главы компаний, которые знают, как будет выглядеть завтрашняя бизнес среда в регионе, какие кадры нужны для того, чтобы уметь работать и управлять бизнес процессами, а также кому можно будет доверить разработку бизнес идей и их воплощение.

Об открытии TEAM University

Проект постановления о создании TEAM University прошел публичные обсуждения. И мы надеемся, что в ближайшее время он будет подписан.

За последние полгода были организованы масштабные исследования, проведены встречи с ректорами местных и известных зарубежных вузов. Также мы встретились с многими зарубежными экспертами, среди которых:

  • Андрей Волков — первый ректор бизнес-школы «Сколково», заместитель председателя совета проекта «5−100» по повышению конкурентоспособности вузов РФ;
  • Фредерик Старр — профессор, директор института Центральной Азии и Кавказа, экс-ректор института Оберлин, США;
  • Елена Бондаренко — директор предпринимательских программ бизнес-школы «Сколково»;
  • и многие другие.

В рамках фасилитационной сессии по данному проекту в Узбекистан приезжал Рэндалл Роудс — ректор Американского университета в Армении.

Также в рамках заключения стратегического партнерства за прошедший год были проведены встречи с десятком представителей британских вузов. В настоящее время ведутся заключительные переговоры о стратегическом партнерстве и открытия британской учебной программы в стенах TEAM University в Ташкенте и Термезе.

Мы планируем осуществить первый прием студентов на программы бакалавриата уже до конца лета 2020 года.

Хусан Мамасаидов

Член Совета попечителей TEAM University. Соучредитель группы компаний Office Market, Deli, MFaktor.

В первую очередь нужно говорить о низком охвате высшим образованием.

На рынке большая потребность, но предложение не удовлетворяет спрос. Из миллиона поступает только 100 тысяч, а 900 тысяч ребят, которые были выпускниками школ, лицеев, колледжей, не смогли поступить в вузы по причине недостаточности предложений.

Это плохо не только для тех, кто не смог поступить, но и для экономики в целом.

С другой стороны, необходимо повышать и качество образования, кардинально бороться с коррупцией. Порой делается слишком большой акцент на посещаемость или форму (когда проверяют внешний вид вплоть до носков), вместо реальной оценки качества знаний.

Вузы недостаточно общаются с бизнесом — с теми, кто будет нанимать их выпускников. Только в последние годы местные вузы и ректоры начали более активно взаимодействовать с бизнес-сообществом и это очень хороший тренд.

Было здорово, если бы мы переняли практику зарубежных вузов, где предпринимателей на постоянной основе приглашают к участию в учебном процессе, на мастер-классы и дискуссии.

Поэтому я очень рад тому, что открываются новые частные вузы. TEAM University носит большое социальное значение. И замечательно, что эта инициатива исходит от бизнес-сообщества — людей, которые на практике знают, каких компетенций не хватает продавцам, каких менеджерам, а каких инженерам.

Бизнесу не нужен диплом, ему нужны знания.

Музаффар Касымов

Член Совета попечителей TEAM University, сооснователь группы компаний HUMO Partners, член ОС при Министерстве народного образования РУз.

О преимуществах TEAM University

Наша репутация в бизнес-сообществе как инициаторов проекта позволит активно вовлечь одних из ведущих отечественных и зарубежных предпринимателей как в образовательный процесс, так и в специальные программы стажировок и трудоустройства выпускников.

Для TEAM University первостепенную роль играет фактическая связь науки и бизнес среды, поэтому большинство исследований вуза будут направлены на решение конкретных бизнес-задач предпринимателей внутреннего и внешних рынков.

В наших планах — обязательное открытие Центра прикладных исследований. Там студентам будут предоставлены возможности на практике применить полученные знания и презентовать свои исследования предпринимателям страны. Последние в свою очередь будут делиться своими «болями» с вузом для того, чтобы студенты через исследования могли им предложить решения.

Такое взаимодействие приведет к тому, что студенты еще до начала практики будут погружены в бизнес-процессы реальных предприятий, получая столь необходимый в будущем опыт.

О качестве образования

Мы преследуем долгосрочные цели и собираемся выстроить сильный и позитивный бренд образовательного учреждения, с которым будут ассоциироваться предпринимательство, инновации и технологии в различных индустриях.

На начальном этапе проекта было проведено масштабное исследование рынка, включающее в себя социальные опросы, глубинные интервью и фокус-группы. Среди опрашиваемых были эксперты в области высшего образования, абитуриенты, студенты и родители.

Исследование помогло нам четко определить востребованные направления образования, требования студентов и родителей к учебной программе, преподавателям, зданию будущего вуза и так далее.

Мы отдаем себе отчет, что любая неудача будет дискредитировать всю зарождающуюся систему негосударственного высшего образования в Узбекистане. Поэтому очень много внимания с начала уделяется обеспечению качества на каждом этапе.

После запуска университета TEAM к оценке качества обучения будет привлечена независимая компания и университет-партнер.

Стратегическое управление университетом будет осуществляться попечительским советом, в состав которого войдут люди с сильной экспертизой в области образования. Нашей главной миссией мы ставим развитие человеческого капитала и передача накопленного местного и международного опыта.

Нигора Акилова

Специалист по коммуникациям, менеджер по маркетингу ArzonApteka.

Если говорить о наболевшем — о низком охвате, то я всегда думаю о тех, кто не смог поступить из-за ограниченных квот.

Мало у кого есть жизненные ориентиры, что в итоге приводит к тому, что некоторые из них идут в семейный бизнес, либо на низкооплачиваемую работу, которая не требует квалификаций. И в дальнейшем у этих людей быстро пропадает мотивация, так как им приходится работать кем придется, а не тем, кем хочется.

Это не только риски, связанные с привлечением во всякие экстремистские направления, но и большой неиспользованный потенциал для всей страны. Поэтому в части повышения охвата, появление новых вузов — это большой плюс.

Я также считаю, что должны открываться больше профильных вузов, чтобы конкуренция шла не между вузами, а между отраслями образования.

Отдельно хочется сказать об образовании девушек. Для них очень часто образование — это нацеленность на диплом, а не на профессию. Это своеобразная «подушка безопасности» на будущее — ведь неизвестно, как сложится семейная жизнь.

Приоритетом для девушек часто остается семейная жизнь, а не карьера. И это приводит к нездоровой тенденции — получить корочку вместо знаний.

Я не имею в виду всех девушек, но все же ситуация с высшим образованием у девушек хуже, чем ситуация с образованием по стране в целом.

Хасан Мамасаидов

Член Совета попечителей TEAM University. Соучредитель группы компаний Office Market, Dekos, MFaktor.

Я бы не сказал, что какие-то серьезные заметные действия были уже выполнены в системе высшего образование. Да, появление Амити, Вебстера, Йоджу и других университетов — это хороший признак изменений, которых не было за последние 10 лет.

Но хотелось бы, чтобы тенденция открытия частных университетов была такой же по масштабам, как открытие частных школ и детских садов. Открытие новых университетов обладает положительным влиянием не только в семейном бизнесе, но и во всей предпринимательской сфере в целом.

Субъекты частного сектора должны гонятся за выпускниками престижных вузов, а не наоборот. Чтобы по итогам принятия их на работу, я бы смог им спокойно доверять проекты и команды, зная, что этот новый сотрудник привнесет что-то новое и не подведет.

Акмаль Пайзиев

Основатель и СЕО Newmax Technologies (MyTaxi, Express24, Workly, Maxtrack).

В учебные программы нужно добавить больше практики, добавить маркетинговые эксперименты, изучение «нового» маркетинга. То, что изучают студенты сейчас — уже завтра становится неактуальным. Поэтому нужно преподавать предметы, которые будут актуальными в ближайшем будущем.

Необходимо, чтобы студенты проводили маркетинговые исследования для реального бизнеса и умели работать с цифрами. Для этого нужно, чтобы бизнес и вузы стали ближе друг другу. Университеты должны четко понимать для кого они готовят кадров, а бизнесы — откуда к ним будут приходить новые кадры.

Из необходимых качеств выпускника я бы отметил следующие:

  • аналитический склад ума;
  • опыт общения и кооперации с бизнесом;
  • умение быстро обучаться;
  • навыки работы в команде;
  • гибкость ;
  • умение аргументированно высказывать свое мнение.

Все интервью представлены в кратком формате, их полные версии будут опубликованы на страницах в соцсетях проекта TEAM University.

Сайт: teamuni.uz
Facebook: fb.com/teamuniversityuz
Telegram: t.me/TEAMuniversityuz

На правах рекламы.