Интернет-торговля в Узбекистане растет.

Количество e-commerce транзакций в 2019 году выросло до 344,3 млн (рост по сравнению с 2018 годом 11,2%). Оборот электронной коммерции в прошлом году вырос на 108,8% и составил 17 трлн сумов.

Растущий рынок дает благоприятную почву для ведения онлайн-бизнеса. Три предпринимателя рассказали, как они построили свой бизнес в Узбекистане, России и других странах.

Бунёд Саттаров

Продукты с доставкой из-за границы Ustore

Я родился в Андижанской области, люди отсюда часто уезжают за границу учиться или работать. Нам с братом пришла идея сделать такой сервис, чтобы люди за границей могли заказать доставку продуктов питания своим родным в Узбекистане и оплачивать покупки удаленно из любой точки мира. Покупать в нашем интернет-магазине могут и жители города.

На момент создания онлайн-магазина мы уже имели опыт в области интернет-услуг. У нас несколько сервисов, которые успешно работают и имеют свою аудиторию: сервис по пополнению медиаконтента Pay4.uz, платежный агрегатор и электронный кошелек Ukassa.uz, бот в Telegram для заказа такси @mykuryerbot и интернет-магазин сувениров и товаров из Узбекистана UZB-Market.

Перед открытием онлайн-магазина продуктов мы изучили тематические поисковые запросы, чтобы убедиться в востребованности услуг. Наши технические специалисты разработали сайт. Параллельно мы договаривались с поставщиками и делали списки ассортимента.

Продукцию нам поставляют производители и крупные местные оптовые организации. На начальном этапе важно продумать сервис, договориться с большим количеством людей и компаний, организовать своевременную доставку и соединить всю эту систему.

Конкуренция в нашем регионе слабая. В целом в Узбекистане такие сервисы есть, но их не много. Оглядываясь на Европу, мы видим, что доставка продуктов — это перспективная ниша.

Примерно 70% наших клиентов заказывают товары своим родным и подопечным. Наша аудитория — это, прежде всего, люди, свободно владеющие компьютерными устройствами, со стабильным доходом и банковскими картами.

Чаще всего клиенты платят картами, но мы понимаем, что нужен широкий выбор платежных методов, поэтому работаем с платежной системой Payme для пользователей Uzcard и с оператором сервиса «Яндекс.Касса».

Чтобы построить онлайн-бизнес, нужно изучать потребность населения в услугах, а не ориентироваться только на собственную прибыль или личный интерес. Можно придумать крутой сервис, но он окажется никому не нужным и интересным только для самих создателей".

Самад Мухамедов

Чат-боты для бизнеса Funkio

Первый чат-бот мы создали для одного из своих проектов — это был умный бот в Telegram. Мы увидели, что такой инструмент существенно упрощает процесс обработки входящих обращений и конвертации их в потенциальных клиентов.

Так мы задумались о том, чтобы создать на базе этого инструмента полноценный продукт для продажи — сервис автоматизации маркетинга Funkio.

В онлайн-бизнесе мы не новички — наша команда уже 10 лет занимается проектами в этой сфере, работали преимущественно в России, Эстонии, Латвии и Литве.

Сейчас Amedia Online Group активно развивает ряд бизнесов в Узбекистане, среди которых крупнейшая в стране торговая B2B-площадка Prom.uz, старейший фармацевтический портал Apteka.uz и другие.

Мы решили пока не запускать Funkio в Узбекистане, так как рынок в этом сегменте небольшой и многие компании не готовы автоматизировать бизнес-процессы в маркетинге. Поэтому мы запустились в России, где нашли партнера — компанию, которая работает в схожей сфере и уже имеет несколько тысяч клиентов.

В целом в РФ конкуренция в этой сфере довольно сильная — на рынке много игроков, предлагающих похожие решения, но мы осознанно выбирали именно такой рынок, потому что это стимулирует.

Продажи Funkio на российском рынке — это пилотный проект, но мы уже работали в России и хотели опробовать идею на знакомом нам рынке. В дальнейшем мы планируем выйти на другие рынки.

При запуске технических или организационных трудностей у нас не было, так как мы давно занимаемся похожими вещами, есть наработанный опыт и команда. Такой тип бизнеса больше подойдет опытным предпринимателям в IT-сфере.

Основная сложность в подобных интернет-проектах — выбор рынка и поиск конкретной ниши. Зачастую первые гипотезы оказываются далеки от истины и приходится быстро корректировать курс. Особенно это касается онлайн-сервисов для бизнеса, так как клиент может совсем не знать специфику, чтобы объективно оценить результаты.

Наша аудитория — это розничные организации от малого бизнеса до лидеров в своей области. Их общая черта — большой объем обращений от потенциальных и текущих клиентов, которые надо обработать. Именно этот процесс мы автоматизируем и помогаем повысить его эффективность.

Для работы с преимущественно российской аудиторией мы подбирали соответствующее платежное решение — «Яндекс.Кассу». Большой выбор методов оплаты снижает вероятность того, что клиент не найдет среди них подходящих для себя. Это тоже влияет на рост продаж. Также для нас важны прозрачные условия работы и простой онбординг.

Начинать бизнес в интернете стоит с чего-то малого, без больших вложений, возможно, параллельно с текущей работой. Так можно опробовать все бизнес-процессы, набить первые шишки, набраться опыта и вникнуть в нюансы, о которых не думаешь, когда принимаешь решение открыть свое дело".

Фарход Данияров

CRM-системы Workpan

Workpan — наш первый онлайн-бизнес.

Сперва у нас был сервисный центр в Самарканде по ремонту гаджетов, затем мы решили автоматизировать типовые задачи, работу call-центра и мастерской, так как вести учет в Excel с ростом объемов было сложно.

Так мы разработали CRM-систему для себя, которая отлично справлялась с этими задачами. И мы решили продавать ее другим сервисным центрам.

Первыми клиентами стали наши знакомые. Для них мы разворачивали систему в ручном режиме, а позже создали сайт, чтобы автоматизировать этот процесс, а также зарегистрировались как юридическое лицо.

Сейчас мы работаем преимущественно с малым и средним бизнесом из стран СНГ. В Узбекистане конкуренции не видим, но в целом в СНГ есть 5−7 аналогичных компаний. Чтобы выдерживать конкуренцию, мы постоянно улучшаем систему и внедряем дополнительные модули для клиентов.

На начальном этапе мы принимали оплату переводами, а когда создали сайт, подключили Merchant Web и «Яндекс.Кассу», чтобы охватить больше потенциальных клиентов, вести учет и контролировать проведение платежа. Автоматизация оплаты в любом бизнесе помогает сфокусироваться на более важных бизнес-задачах, не отвлекаясь на второстепенные действия.

Онлайн-бизнес можно начать и без опыта. Главное — создать востребованный продукт, постоянно работать над улучшением качества продукта и сервиса и грамотно организовать бизнес-процессы, автоматизировать все возможные типичные задачи.

Комментарий эксперта

Оксана Коробкина

Коммерческий директор «Яндекс.Денег».

Бизнес в интернете привлекает все больше людей. Благодаря развитию информационных технологий и распространению интернета в Узбекистане порог входа в эту нишу снижается с каждым годом.

Среди клиентов «Яндекс.Кассы» мы чаще видим узбекистанских частных предпринимателей и небольшие компании, которые работают в России и других странах.

Онлайн-бизнес привлекателен для них прежде всего размытыми территориальными границами: компания из Ташкента может спокойно принимать заказы как от покупателей внутри страны, так и от клиентов на другом континенте.

Работать по всему миру просто — для этого нужна английская версия сайта, настроенная логистика и широкий выбор методов оплаты.