Закрытие и адаптация

Несколько заведений временно приостановили свою работу. Afisha.uz ведет обновляемый перечень — в списке не только кинотеатры, но и бары, рестораны, кофейни.

«Подействовала рекомендация властей избегать людных мест — мы потеряли гостей студентов, туристов, офисных работников, которые ушли на удаленку», — пояснял ранее основатель Pie Republic и «Пастернак» Лазиз Гулямов.

Однако останавливать работу Гулямов пока не планирует — если ситуация усугубится, то заведения полностью перейдут в режим take away и доставки.

Судя по тому, что в Bringo сообщили о резком увеличении количества подключений, несколько ресторанов и кафе так уже поступили.

Home-office

Доставка это способ адаптации не только бизнеса, но и потребителей, потому что несколько компаний перешли на работу из дома. Среди них, к примеру, Click, где работает более 100 человек.

«Конечно же, мы ведем оценку эффективности такого режима работы. Если результаты окажутся положительными, мы сможем работать так и после того, как коронавирус отступит», — сказал заместитель генерального директора CLICK по развитию компании Рустам Файзиев.

Результаты опроса Spot показывают, что, как минимум, еще 500 человек теперь работают удаленно.

Это нашло свое подтверждение в том, что Zoom Cloud Meetings, один из основных инструментов для home-office, попал в пятерку самых скачиваемых приложений в Узбекистане, хотя до этого не входил даже в первую сотню.

Новые возможности

Распространение коронавируса несет бизнесу не только проблемы, но и возможности. Spot уже рассказывал про гипотезу Портера, которая гласит, что люди в сложных условиях начинают активнее создавать новое. Пример — карантин 2003 года, который стал переломным моментом в истории Alibaba.

До этого бизнес Джека Ма в основном был ориентирован на B2B-операции, но уже весной возник сервис Taobao, который отвечал на самый насущный запрос того времени — покупки и доставку товаров на дом.

По сути, пример Taobao и Tmall — это подтверждение той самой гипотезы Портера: после окончания карантина не все решили снова идти за покупками пешком. Так и с нынешней пандемией — это отличный способ запустить новый бизнес.

Несколько компаний сделали доступ к своим сервисам бесплатным. Среди них, к примеру, Beeline TV — когда карантин закончится и бесплатный период подойдет к концу, наверняка найдутся люди, которые продолжат пользоваться сервисом, но уже на платной основе.

«Эпидемия коронавируса в мире может изменить целые отрасли и модели поведения компаний и потребителей. Переход к онлайн-шопингу может стать долгосрочным трендом, как и перевод сотрудников на удаленный режим работы», — считает управляющий директор, главный глобальный экономист UBS Пол Донован.

Страх понизил спрос на определенные услуги не только в Узбекистане — в Китае люди перестали ходить в торговые центры, кинотеатры и тому подобное. Спрос на путешествия упал во всем мире.

В то же время в некоторых местах набирает обороты онлайн-торговля, а спрос на сетевые компьютерные игры в КНР вырос на 40% в годовом исчислении.

Людям, находящимся все время дома с семьей, нужно на что-то отвлечься. Онлайн-экономика отлично отвлекает — самое время выйти с новым предложением.

Рост онлайн-шопинга снизит влияние эпидемии на спрос, считает Донован. Это подтверждает тот факт, что количество заказов в сервисах доставки Узбекистана вырос в несколько раз.

LeBazar срочно нанимает новых людей, потому что количество запросов на размещение заказов увеличилось в три раза, а спрос на доставку продуктов питания в маркетплейсе Express 24 вырос на 500%.

«Люди, которые привыкнут к онлайн-покупкам в эпоху эпидемии, могут не захотеть вернуться к старому методу шопинга после ее окончания», — отмечает Донован.

То же самое с home-office — людям, которым пришлось работать удаленно, это может понравиться. И компании вдруг обнаружат, что сотрудники отлично справляются с работой из дома. Изменение рабочих привычек изменит спрос на офисную недвижимость, транспорт и технологии. Это уже происходит — вопрос только в том, кто и что из этого для себя вынесет.