Spot продолжает рубрику «Бизнес в Узбекистане в условиях карантина». В рамках проекта мы общаемся с топ-менеджерами, владельцами и руководителями ведущих компаний.

C 1 апреля мы проводим живые трансляции на нашей странице в Facebook.

В пятой трансляции принял участие Ботир Арифджанов — основатель LeBazar и руководитель Khan Academy Uzbek. Spot приводит некоторые выдержки из беседы.

LeBazar во время карантина

LeBazar сегодня переживает очень непростые времена. После объявления карантина у нас была лавина заказов — мы к этому оказались не совсем готовы.

Первая проблема возникла после объявления карантина (15 марта) — для нас было абсолютной неожиданностью, что большое количество студентов, которое у нас работало, должны были уехать к себе домой. Мы должны были быстрыми темпами набирать сотрудников, обучать их.

Второй челендж — мы потеряли 70% наших водителей. Это связано с тем, что мы пользовались услугами частных извозчиков, а карантин запретил им ездить без стикеров. После этого мы на два-три дня выбились из системы.

Сегодня (7 апреля) началась другая волна — мы узнали, что на некоторых улицах вводится ограничение на передвижение. Теперь мы должны перестраивать маршруты, менять логистику.

Еще одна проблема заключается в том, что база шопперов поменялось почти на 80%. Естественно, они по эффективности работы отстают от сотрудников, которые проработали у нас год-полтора.

Кроме того, люди начали заказывать больше. Например, как показывает наша статистика, сейчас покупательская корзина выросла в 33,5 раза.

Нынешняя ситуация похожа на бег с препятствиями, но мы стараемся справляться.

Мы сделали ставку на приложение, которое иногда приходится отключать из-за большого количества заказов. Несколько раз были сбои из-за улучшения и поправок. Например, лоты были часовые, пришлось их поменять на трехчасовые.

Мы признаем, что наша система просела — сейчас доставляем за два-три дня, но все познается в сравнении — в других странах сроки абсолютно другие. К примеру, в Канаде Costco сейчас доставляет в среднем за семь дней, в США Amazon и другие службы доставки доставляют за 10−15 дней и больше дней.

До карантина у нас работало около 70 человек, сейчас их число увеличилось до 2,5 раза. Сегодня 1520 тыс. семей надеются на наш сервис.

Я преклоняюсь перед нашими ребятами, которые целый день проводят на ногах, и даже сталкиваясь с негативом остаются профессионалами.

Плюс в карантине

Коронавирус, при всем своем негативе, сыграл очень позитивную роль в нашей жизни — мы стали больше обращать внимание на здоровье, гигиену и так далее.

Самое главное — пандемия затащила нас в эпоху IT. Многие люди не слышали про онлайн-доставку, если даже слышали, то не могли представить, что это такое.

Сегодня же мы начали формировать наших постоянных клиентов — встречается, конечно, и негатив, но мы получаем и письма благодарности. Мы стараемся сделать так, чтобы клиенты, которые присоединились во время карантина, остались с нами и после него.

Khan Academy Uzbek

Мы шли к этому проекту долгое время. Вообще, это идея моей супруги (Нигоры Арифджановой). Khan Academy — бесплатная онлайн платформа, которая предлагает ученикам практические упражнения, обучающие видео и персонализированную панель управления.

Это глобальная инициатива и ее миссия заключается в том, чтобы предоставить право на образование всем и везде.

Для локализации платформы потребуется около $514 тыс. — мы поняли, что сами такую сумму не потянем, поэтому создали благотворительный фонд — пока собрали около $225 тыс. Деньги уходят на перевод и локализацию.

Сама платформа состоит из шести миллионов слов и шести тысяч видеоуроков. На сегодняшний день мы перевели 80% текста и отредактировали часть из них, пересняли 30% видеоуроков.

Во время рабочего процесса были некоторые проблемы. Одна из них — это то, что в последнее время узбекский язык сильно обеднел — мы не знали как переводить многие термины. Еще нам очень не хватает квалифицированных учителей по многим предметам.

Кого ищут в LeBazar и Khan Academy Uzbek

В LeBazar сейчас нужны среднегрузовые машины (к примеру, Hyundai, Labo) с водителями. Пожалуйста, обращайтесь к нам по этой ссылке.

В Khan Academy Uzbek мы ищем специалистов по химии, макро- и микроэкономике.

Куда сейчас вложить деньги

Я бы посоветовал вложить деньги в те отрасли, которые хорошо выстрелили — это е-commerce, продовольственные товары, доставка и все что связано с заменой оффлайна.

Еще надо присмотреться к финтеху — сегодня на рынке недостаточно хороших игроков и не все финансовые потребности можно покрыть.

При этом не стоит забывать, что сегодня мы стоим перед жестким кризисом, так что распоряжайтесь деньгами осторожно и скрупулезно.

О конкуренции, спросе и способе оплаты

О наличных. У нас заказы оплачиваются не только наличными, но проблема онлайн-оплаты в том, что в Узбекистане до сих не развит частичный возврат суммы. Например, потребитель заплатил за товар на 100 тыс. сумов, но во время оформления заказа на полках может быть товар на 80 тыс. сумов, и 20 тыс. сумов мы должны вернуть. Наличными это проще сделать.

О конкуренции. Мы не видим конкурентов на рынке, потому что все, кто работают в этой сфере — наши партнеры. Мы со всеми общаемся, помогаем друг-другу и обмениваемся опытом.

Что сейчас покупают. Сегодня спрос вырос на гречку, картошку, лук, гигиенические и моющие средства.

Это лишь малая часть беседы. Еще больше информации в самом ролике.

Видео в Tas-IX:

Видео в YouTube: