Spot продолжает рубрику «Бизнес в Узбекистане в условиях карантина». В рамках проекта мы общаемся с топ-менеджерами, владельцами и руководителями ведущих компаний.

C 1 апреля мы проводим живые трансляции на нашей странице в Facebook.

В седьмой трансляции принял участие Санжар Максудов — управляющий партнёр группы компаний Smart Group. Spot приводит некоторые выдержки из беседы.

Бизнес держится благодаря цеху

На сегодняшний день доход приносит только наш цех по производству полуфабрикатов и выпечки. Изначально он был открыт для наших ресторанов, но потом переориентировались на супермаркеты. К примеру, круассаны в korzinka.uz — наши. Цех работает почти стабильно, как и до карантина.

Персонал ресторанов Smart Group насчитывает примерно 300 человек, но сейчас работает около 10. Выручка упала на 95%.

Общепит Узбекистана в основном работал на небольшой слой среднего класса, после карантина этот сегмент сильно сократится.

Сейчас надо идти в другой сегмент, в другую нишу — мы собираемся развиваться в сторону консалтинга, и это сейчас очень востребовано.

Сейчас невыгодно открывать что-то свое

Начинать свой бизнес всегда тяжело. Есть несколько причин, из-за которых кажется, что это вообще не стоит делать. Нужно понять принцип работы, выдержать стресс, большие риски и высокие нагрузки, но до этого момента кончатся либо деньги, либо терпение. Поэтому намного легче обратиться к человеку, который имеет опыт в этой нише.

В последнее время мы не вкладываемся в открытие точек общепита — люди сами приходят с идеями, деньгами, и даже предлагают помещение. Так начинается наше сотрудничество с партнерами — мы получаем 40%. Сумма вложений очень сильно зависит от проекта — от $50 тыс. до $1 млн.

Как бизнесу действовать дальше

Сейчас настало время подумать о том, как пересмотреть свои расходы и эффективно их применить. Рынок сильно поредеет, так как рестораны с низкой эффективностью закроются.

В целом, в ближайшее время никаких радужных перспектив не будет. Это реалии рынка, надо к этому приспосабливаться и извлекать из этого пользу. Это нормально.

Общепиту нужно будет переформатироваться на низкий ценовой сегмент питания, который быстрее всего восстановится после карантина.

Предприниматели начнут думать об оптимизации ресторанного бизнеса, сделав его более бюджетным. У этого бизнеса поменяется отношение к своему делу, потому что будет стоять вопрос выживания.

Я бы посоветовал бизнесу общепита перевести своих сотрудников на сдельную зарплату. Оплата будет совершаться только за нужный вам результат, тогда эффективность возрастет в два-три раза.

Думаю, что материальная помощь государства людям, находящимся на карантине, была бы подспорьем не только моему бизнесу, но и другим отраслям бизнеса. Сейчас мы не обладаем такими возможностями.

Как договориться с арендодателем

Сегодня многие предприниматели сталкиваются с проблемой аренды помещения. От взаимоотношения с арендодателем сильно зависит стабильная работа бизнеса.

Некоторые советы по сделке аренды. Во-первых, договор желательно составить на длительной основе — минимум на пять лет.

Во-вторых, не нужно соглашаться на первое предложение арендодателя и все его условия. В последнее время цена на аренду была просто нереально высокой, поэтому не стоит работать без предварительных расчетов только ради оплаты аренды.

В-третьих, во время договора нужно выставлять свои условия тоже.

Это лишь малая часть беседы. Еще больше информации в самом ролике.

Видео в Tas-IX:

Видео в YouTube: