В Узбекистане поэтапно снимают карантинные ограничения. С 15 июня в «зеленых» и «желтых» зонах разрешили возобновить работу общепита. В заведениях должны обеспечить социальную дистанцию не менее 2 метров, все сотрудники обязаны быть в масках и медицинских перчатках. Как изменился общепит Ташкента — в фоторепортаже Spot.


По словам Ахмада Мелибаева, основателя группы компаний Havoqand People (Les Ailes, Chopar и другие проекты), в первые дни клиентов было мало.

«Во-первых, это связано с тем, что мы пока не дали полную информацию об открытии заведений. Во-вторых, необходимо понимать, что люди пока еще боятся ходить в кафе. Я думаю, что скоро эта ситуация нормализуется», — пояснил основатель Havoqand People.

Les Ailes. Фото: Havoqand People

Очил Тахтамухамедов, основатель Burger&Lounge Grill Bar, также сообщил, что спрос на общепит пока еще небольшой.

«Ожидается, что такой показатель будет держаться ближайшие полгода — сейчас у людей нет дополнительных средств», — поясняет предприниматель.

Burger&Lounge Grill Bar. Фото: Евгений Сорочин / Spot

В Steam Bar столы расставлены на расстоянии двух метров, все сотрудники работают в масках и перчатках.

«Мы открыли летнюю площадку в Steam bar еще в пятницу (12 июня), и она сразу заполнилась. Лист ожидания тоже был приличным. Люди устали от изоляции», — сообщил управляющий партнёр группы компаний Smart Group («Винарыба», «Манас», Steam bar и другие проекты) Санжар Максудов.

Steam bar. Фото: Евгений Сорочин / Spot

В одном из филиалов Street 77 часть столов и стульев обмотали изолентой, чтобы посетители не садились близко друг к другу:

Street 77. Фото: Spot

«Сейчас у нас много заказов на вывоз и доставку. Не думаю, что открытие посадочных мест прибавит ощутимый поток посетителей», — говорит руководитель сетей Street 77 и WOK Элер Халимжанов.

ОсновательTwice Spice Станислав Ни отметил, что первые дни возобновления провели достаточно неплохо, учитывая, что объявили об открытии только вечером 14 июня. По хорошему настроению гостей было видно, что они соскучились по общению за ужином.

В Twice Spice посетителей сажают через один стол:


Twice Spice. Фото: Twice Spice

Несколько заведений, с которыми общался Spot, отметили, что их открытию препятствуют требования СЭС — это слишком затратно и нет четких инструкций.

Что с требованиями

«Мы рады были видеть счастливые лица гостей, а сотрудники с удовольствием вернулись к привычному режиму работы. Но, конечно, все это происходит не без сложностей для владельцев бизнеса. Слишком много непосильных нормативов и требований», — говорит управляющий партнер сети кофеен «ЧайКоф» Алина Цимерман.

«ЧайКоф». Фото: Spot

В день компания тратит только на средства индивидуальной защиты порядка 2 млн сумов. Кроме того, существуют еще дополнительные расходы на специальные дезинфицирующие средства.

«На встрече с представителями Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия и Госинспекцией мы выяснили, что нас ожидают еще новые требования. В заключение встречи нам сообщили о необходимости установки перегородок между столами. Не знаю, сможем ли мы дальше продолжить работу. Все мои коллеги рестораторы солидарны со мной в этом опасении», — говорит предпринимательница.

«ЧайКоф». Фото: Spot

Санжар Максудов также подчеркнул, что расходы, связанные с санитарными обработками и прочими мерами, превышают ожидания. В течение трех месяцев сотрудники находились в неоплачиваемом отпуске. Владельцы кафе и ресторанов выделили нуждающимся семьям имеющееся у них небольшое количество средств.

«С карантина все вышли с приличными долгами. А ещё все сейчас понимают, что у покупателей нет лишних денег, они напуганы угрозой вируса и уже сменили свои привычки. Все это усугубляется надвигающимся невиданных размеров кризисом», — говорит ресторатор.

Steam bar. Фото: Евгений Сорочин / Spot

Станислав Ни расписал примерные траты:

  • одна дезинфицирующая обработка — 180 тыс. сумов;
  • упаковка перчаток для сотрудников (50 пар) — 80 тыс. сумов;
  • шапочки (100 штук) — 45 тыс. сумов;
  • одноразовые халаты — 16 тыс. сумов за штуку;
  • пирометр медицинский 1,2 млн сумов;
  • маски одноразовые (100 штук) 1,5 тыс. сумов;
  • санитайзеры — от 10 тыс. сумов.

Предприниматели отметили, что в ближайшее время состояние общепита будет очень нелегким, и скорее всего такая ситуация сохранится первые два года. Основная причина их недовольства — это решение о том, что предприниматель обязан оплатить лечение тех, кто заболел на его территории:

«Первые 14 дней проходят бессимптомно. Нам никто не объясняет, как будет устанавливаться факт заражения в том или ином месте», — отметили рестораторы.

Steam bar. Фото: Евгений Сорочин / Spot

Burger&Lounge Grill Bar. Фото: Евгений Сорочин / Spot

WOK. Фото: Spot

Stuzzico. Фото: Евгений Сорочин / Spot

«ЧайКоф». Фото: Spot

Les Ailes. Фото: Havoqand People

WOK. Фото: Spot

Street 77. Фото: Spot

Street 77. Фото: Spot

Burger&Lounge Grill Bar. Фото: Евгений Сорочин / Spot

Фото: Spot

«ЧайКоф». Фото: Spot

WOK. Фото: Spot

Street 77. Фото: Spot