Эксперт Центра экономических исследований и реформ Мухсинжон Холмухамедов оценил влияние возможной интеграции Узбекистана в ЕАЭС на транспортный сектор республики.
«В случае вступления Узбекистана в ЕАЭС транспортные издержки для отечественной экономики снизятся, но при этом перевозчики столкнутся с сильной конкуренцией», ― считает специалист.
Автомобильный транспорт
Общее количество грузовых автомобилей государств-членов ЕАЭС, задействованных в международных перевозках, составляет 111,4 тыс. ед. из которых:
- 60,0 тыс. (53,9%) в России,
- 19,0 тыс. (17,0%) в Беларуси,
- 16,2 тыс. (14,5%) в Казахстане,
- 5,0 тыс. в Кыргызстане.
Доля узбекских перевозчиков, владеющих 11,0 тыс. грузовых автомобилей, может составлять всего 10,5% рынка. При этом узбекские перевозчики в основном представлены индивидуальными предпринимателями и малыми предприятиями, не обладающие достаточными ресурсами для наращивания своей конкурентоспособности.
Транспортная переориентация
В 2019 году объем международных перевозок грузов Узбекистана автомобильным транспортом составил 6,9 млн тонн, в том числе экспорт — 2,5 млн тонн; импорт — 4,4 млн тонн.
Сейчас действующие ставки импортных таможенных пошлин составляют 0% по всем грузовым транспортным средствам (кроме самосвалов), с момента выпуска которых прошло не более 4 лет. В то же время указанные ставки в ЕАЭС составляют 5−15%.
Таким образом, национальные автотранспортные компании, обладающие в среднем 10 транспортными средствами, могут испытать трудности в международных перевозках.
Внедрение требования ЕАЭС к использованию транспортных средств экологического класса «Евро-5» приведет к удорожанию стоимости приобретаемых автотранспортных средств на 10−15%.
Кроме того, в ЕАЭС принята Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками автомобильных перевозок на с 2016 по 2025 годы. Ее цель ― сократить порожние пробеги, снизить транспортные издержки потребителей услуг грузового автомобильного транспорта. В ее рамках страны принимают обязательства на проведение каботажных автомобильных перевозок грузов на временной основе.
Между тем в настоящий момент Межправительственными соглашениями между Узбекистаном и Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Беларусью перевозчикам не разрешается осуществление каботажа.
Железнодорожный транспорт
Для государств ЕАЭС предусмотрено применение унифицированных тарифов при железнодорожных перевозках грузов между членами ЕАЭС, а также через территории государств ЕАЭС.
В 2019 году объем железнодорожных перевозок Республики Узбекистан составил 35,0 млн. тонн, из них:
- экспорт — 8,7 млн тонн;
- импорт — 19,3 млн тонн;
- транзит — 7,0 млн тонн.
Количество транспортного парка в ЕАЭС:
- грузовые вагоны стран ЕАЭС — 1,37 млн. ед.,
- в Узбекистане — около 20 тыс. ед. (1,5%).
Страны ЕАЭС при перевозках грузов внутри Союза применяют тарифы Прейскуранта для внутригосударственных перевозок. Действующие ставки импортных платежей составляют 0% по всем ввозимым транспортным средствам и комплектующим, включая НДС. Таможенные пошлины внутри ЕАЭС составляют 8−10% по позициям по локомотивам и вагонам, а также электрооборудованию и комплектующим ж/д назначения.
«Таким образом, в сфере ж/д транспорта возможны потери доходов от перевозок грузов в/из государств-членов ЕАЭС в импортном и транзитном сообщении за счет применения унифицированных тарифов», ― подчеркивает специалист.
За счет применения унифицированных тарифов транспортные расходы грузоотправителей и грузополучателей при перевозке в/из государств-членов ЕАЭС, а также транзитом через порты государств-членов ЕАЭС сократятся примерно до $200−240 млн в год.
Ожидаются дополнительные расходы в связи с отменой действующих льгот в рамках реализации инвестиционных проектов с участием МФИ и ИПФО по товарам, приобретаемым из третьих стран по программе развития на 2020−2024 годы, в среднем на $200 млн в год.
Торгово- транспортные преимущества
В соответствии c требованиями и регламентами ЕАЭС потребуются дополнительные финансовые расходы при проектировании, строительстве и ремонте инфраструктуры.
Также возможно снижение объемов строительства грузовых и пассажирских вагонов промышленными предприятиями АО «УТИ» (стоимость в ЕАЭС ниже примерно на 20%).
Потребуются дополнительные финансовые расходы на сертификацию при строительстве и модернизации, а также ввозе из третьих стран железнодорожного подвижного состава и другой продукции.
Воздушный транспорт
Cегодня в Узбекистане авиакомпании-резиденты обслуживаются по тарифам, которые ниже, чем тарифы для компаний-нерезидентов.
Объем международных перевозок пассажиров в 2019 году составил 6,46 млн чел, на долю АО Uzbekistan Airways приходятся 3,8 млн пассажиров.
Сейчас ставка таможенных платежей на импорт воздушных судов, комплектующих и продукции, предназначенной для обслуживания пассажиров в аэропортах Узбекистана, составляет 0%. Ставки импортных тарифов в ЕАЭС для воздушных судов — от 7,5 до 12,5%, в зависимости от размера судна; для комплектующих и оборудования — до 5%.
Возможное вступление в ЕАЭС до 2025 года не окажет влияния на сферу воздушного транспорта Узбекистана.
С созданием общего рынка воздушного транспорта в зоне ЕАЭС с 2025 г. предусматривается предоставление единого уровня тарифов по аэропортовому и аэронавигационному обслуживанию для всех перевозчиков, резидентов и нерезидентов.
Это может негативно отразиться на финансовой деятельности авиакомпаний-резидентов и аэропортов республики, однако негативные последствия могут быть компенсированы ростом пассажиропотока и самолетовылетов.
«Учитывая новизну авиапарка АО Uzbekistan Airways и меньшее количество самолетов, по сравнению с крупными перевозчиками стран ЕАЭС („Аэрофлот“ — 246 самолетов, „Эйр Астана“ — 32 самолета), после 2025 года авиакомпания Uzbekistan Airways, возможно, будет менее конкурентоспособна. Применение действующих импортных таможенных пошлин ЕАЭС, а также отмена таможенных льгот приведут к дополнительным расходам авиакомпании», ― предполагает специалист.
Ожидаемые эффекты
Товарооборот Узбекистана со странами ЕАЭС в 2019 году составил $11,2 млрд, что составило около 27% внешнеторгового оборота Узбекистана. Республика экспортирует в страны Союза продукцию на сумму более $4,7 млрд, что на 24% выше уровня 2018 года.
По итогам 2019 года объем перевозок внешнеторговых грузов Узбекистана со странами ЕАЭС составил 62% (17,8 млн. тонн) от общего объема, из них:
- 42% (2,4 млн. тонн) — перевозка экспортных грузов,
- 67% (14,7 млн. тонн) — импортных,
- 89% (6,9 млн. тонн) — транзитных.
Таким образом со вступлением Узбекистана в ЕАЭС:
- упрощаются процедуры во взаимной торговле,
- снимаются экспортные таможенные пошлины,
- увеличивается внешнеторговый оборот страны,
- снижается стоимость транспортировки грузов,
- привлекаются новые транзитные потоки,
- увеличивается экспорт плодоовощной продукции,
- снижается транспортная составляющая в экспортных-импортных расходах,
- повышается эффективность использования транспортных средств,
- ускоряются сроки доставки грузов, повышается качество обслуживания пассажиров,
- интеграция с транспортными коридорами ЕАЭС, возможно, ускорит строительство железных дорог в Кыргызстане и Афганистане, увеличит объемы перевозок государств-участников ЕАЭС в Китай, Индию, Пакистан и Афганистан,
- интеграция логистических центров Узбекистана с крупными распределительными центрами стран ЕАЭС (возможность дистрибьюции экспортных товаров, в первую очередь плодоовощной продукции).
Кроме того, единое таможенное пространство создает конкурентные преимущества для всех маршрутов на территории ЕАЭС и способствует развитию логистики.
Имеющийся у Узбекистана статус наблюдателя в ЕАЭС позволит присутствовать на заседаниях органов Союза без права участия в принятии решений и получать принимаемые документы неконфиденциального характера. Это даст возможность изучить процедуры многосторонних отношений, механизмы взаимодействия и принятия решений.
«Все это позволит в перспективе, вне зависимости от того, вступит Узбекистан или нет в ЕАЭС в качестве полноправного партнера, упрочить свои позиции на рынке транспортных услуг стран ЕАЭС», ― заключает Мухсинжон Холмухамедов.